Саттвичный ум
Люди саттвичной природы умны, у них хорошая память. Они инстинктивно стремятся к чистоте и порядку, заботятся о своем здоровье. Спокойные, добрые, внимательно относятся к другим, проявляя вежливость и готовность помочь; у них отличные манеры.
Они стремятся сделать себя лучше, несмотря на то, что уже достаточно развиты, и сосредоточены на работе, самосовершенствовании, интеллектуальных и духовных поисках.
По природе они очень уверены в себе; проявляют щедрость, доброту, открытость, беспристрастность и справедливость, умение прощать. Они с готовностью делятся тем, что у них есть, испытывая при этом радость и не ожидая ничего взамен.
Саттвичные люди смотрят на жизнь как на полезное приобретение знаний и не выражают недовольства своим положением, не держат ни на кого злобы.
Они не стремятся к накоплению богатства или к высокому положению, к господству над другими или навязыванию своего мнения. Их ум чист и спокоен, они честны, смиренны и скромны. У них духовные интересы, сильная вера в Бога, они часто бескорыстно помогают другим и занимаются благотворительностью.
Саттвичные люди излучают счастье, энтузиазм и радость. Они гибки в общении, умеренны, постоянны и уравновешенны в привычках и в деятельности. У них короткий, но глубокий и освежающий сон. Любят свежую пищу, простую в приготовлении и без чрезмерных требований к ее вкусу (не очень пряную, не очень сладкую).
Существует семь саттвичных типов:
- Брахма - вежливый, искренний, проницательный
- Махендра - исследователь, бесстрашный и образованный
- Варуна - привлекательный, терпеливый, добрый, приятный
- Ямья - проявление инициативы, склонности к лидерству, своевременные действия
- Кубера - добродетельный, терпеливый и дипломатичный
- Гандхарва - богатый, развитой, наслаждается музыкальным искусством
- Арса - Умеет владеть собой, умный, с отличной памятью
Люди с раджасичным темпераментом динамичны, стремятся к контролю и господству над другими. Обладают умеренным умом и непостоянной памятью. Люди в раджа-гуне ценят престиж и власть, поэтому стремятся к власти, положению, славе, богатству и признанию.
Раджасичные люди всегда недовольны своим положением и богатством – они беспрестанно стремятся накопить еще больше и с наслаждением хвалятся своим богатством.
Кроме того, они постоянно стремятся к наслаждениям (секс, пища), возбуждению чувств (музыкой, цветом, ароматом) и увеселительным мероприятиям (вечеринкам, торжествам, праздникам). И в то же время они часто рассеянны, испытывают скуку.
Обычно они очень амбициозны, а также весьма активны и усердны. Могут проявлять бесстрашие и смелость, но столь же часто проявляют зависть, злобность, жестокость и эгоистичность. Люди с таким темпераментом могут быть чрезвычайно решительны, манипулятивны, себялюбивы и горды.
Они часто бывают грубыми, высокомерными и злыми; как правило, реагируют на внешние возбудители с раздражением. В духовном отношении они характеризуются как сомневающиеся и вопрошающие. У них преобладает негативное, иногда циничное отношение к жизни.
Люди раджасичной природы редко дарят подарки бескорыстно. Они всегда делают это с некоторым нежеланием и с целью продемонстрировать свою щедрость (или с какими-либо ожиданиями), а не из обычного альтруизма. Поэтому взаимоотношения с другими они выстраивают, исходя из собственных нужд, а не из взаимовыгодных интересов и пожеланий.
Сон у них беспокойный, тревожный из-за напряженных снов, и поэтому не освежающий. Они предпочитают пищу с сильными, избыточными ароматами и вкусами (пряную, острую, соленую). Регулярно употребляют стимулянты, такие как кофе, чай, алкоголь и табак.
Существует шесть раджасичных типов:
- Асура – гордый своими достижениями и приобретениями; склонный к самовосхвалению; смелый, но безжалостный
- Ракшаса – жестокий, нетерпимый; злоупотребляет едой, питьем и сном
- Ратсачика – неаккуратный, придерживается ненормальных или неправильных диеты и расписания, испытывает слабость к противоположному полу
- Сарпа – трусливый, малодушный, завистливый, пугливый
- Прета – жадный, злопамятный, неразборчивый
- Шакуна – страстный, неустойчивый, грубый; чрезмерный аппетит
Люди, проявляющие качества гуны тамас, неумны, ленивы и полны страхов, у них плохая память. Как правило, они апатичны и бесчувственны. Проявляют мало уважения и заботы по отношению к другим людям.
Грубы, нахальны, аморальны или вспыльчивы. Могут быть упрямы или слишком настойчивы, невнимательны к окружающим. Тамасичные люди почти или вовсе не проявляют желания стать лучше в физическом или умственном отношении, для этого им недостает силы воли и дисциплины.
Тамасичные индивиды не занимаются ничем, что требует от них большого физического или умственного напряжения, стараются по возможности избежать любой работы. Можно сказать, что их занимают только еда, выпивка, сон, секс или безделье. Они нечестны, нечистоплотны и равнодушны к своему здоровью.
Чаще всего не интересуются, либо почти не интересуются духовными вопросами. У них нет или почти нет веры в Бога. Люди тамасичной природы часто погружены в грусть или депрессию.
Те, у кого преобладает тамас, не испытывает любви, за исключением той, что основывается на их собственном чувственном наслаждении, поэтому их взаимоотношения с другими носят абсолютно эксплуататорский характер; они редко дают, предпочитая вместо этого получать, или даже выманивать с помощью обмана.
Часто жалуются на свою работу и положение, при этом не проявляют никакого желания или не предпринимают никаких действий для изменения ситуации.
Сон у тамасичных людей глубокий, они с трудом просыпаются. Обычно ведут малоподвижный образ жизни. Переедают, предпочитают пищу, прошедшую через длительную переработку, слишком сладкую, или тяжелую, несвежую, холодную, консервированную.
Большую часть их диеты составляет «фастфуд» и другие пищевые суррогаты из закусочных.
Вот три тамасичных типа людей:
- Пасава – неумный; животные инстинкты, очень много спит и слишком часто занимается сексом, упрямый
- Маттасья – неустойчивый, изменчивый характер, трусоват, противоречивые желания, чрезмерное употребление жидкостей
- Ванаспатья – переедание, отсутствие интереса к образованию, нежелание знать что-либо о других людях и окружающем мире.