В нашей западной культуре люди используют йогические асаны как инструмент для того, чтобы сделать свое тело гибким и полным сил. И действительно, вряд ли найдется практика, которая подходила бы для этого лучше. Однако традиционно эти позы - часть большого духовного пути.
Йога - совершенная наука для очищения сознания. Чистый ум не подвержен стрессам, и залогом здоровья тела является здоровое сознание. Прямая зависимость здоровья от умиротворенности сознания неопровержима, и если разум человека чист, то он осознает свою духовную природу. Аюрведа говорит, что всякая болезнь - это следствие того, что мы забыли о том, что мы - духовные существа. Аюрведа и Йога позволяют человеку получить непосредственный опыт, который поможет восстановить его истинную природу.
Они тесно связаны между собой и, в определенном смысле, это две стороны одной монеты. Фактически, Аюрведа является целительской стороной Йоги, а Йога - духовной стороной Аюрведы. Вместе они являют совершенный путь гармоничного сосуществования тела, ума и души.
Если вы занимаетесь хатха-йогой, то даже небольшое знакомство с Аюрведой поможет вам улучшить свою практику и достичь внутренней гармонии и уравновешенности. Но при этом использование определенной диеты, трав, ароматов и йогических асан, полезных для одного человека, у другого может вызывать еще больший дисбаланс энергий.
Знание о конституциональном равновесии (балансе между Вата, Пита и Капха дошами, о которых говорит Аюрведа) позволит практикующему йогу использовать именно те асаны, которые будут благотворно влиять на его здоровье и состояние.
Люди с разбалансированной Вата-дошей часто бывают слишком подвижными и суетливыми. Они могут страдать от потери веса, пониженного иммунитета. У них часто мерзнут руки и ноги, случаются запоры, они подвержены нервозности и различным беспокойствам. Таким людям лучше всего подходят успокаивающие, устойчивые асаны - например, такие, как поза дерева (Vrksasana) или поза горы (Tadasana) - они помогут уменьшить беспокойство.
Асаны, при которых сжимаются мышцы таза (Pascimottanasana) помогут избавиться от запоров, а асаны силы (Bakasana) улучшат циркуляцию крови. Быстро сменяющиеся позы (например, повторение приветствия Солнца - Сурья Намаскар) могут, напротив, усилить нервозность, и даже повредить связки, если делать их без должной сосредоточенности и внимания к деталям. Подходящие асаны восстановят баланс, а неподходящие - вызовут еще большее его нарушение.
Те, у кого разбалансирована Пита-доша, имеют тенденцию страдать от избытка огня в своем теле. Они страдают от жары и проблем с кожей - прыщей, псориаза. Также у них часто бывает понос, коньюктивиты и болезни печени. Для равновесия им необходимы асаны, успокаивающие и охлаждающие глаза и ослабляющие силу солнца, и не подходят асаны, усиливающие солнечную энергию, так как они могут вызывать повышение температуры тела. Поза кобры (Bhujangasana) и поклон (Dhanurasana) являются примерами асан, рассеивающих излишек тепла.
Люди с дисбалансом Питы должны стараться не перегреваться, практикуя йогу. Таким людям не нужно заниматься аэробикой и нельзя делать "перевернутые" асаны, так как они могут привести к инсульту.
Люди с избытком Капха-доши обычно имеют лишний вес, медлительны и много потеют. Они страдают от ожирения, застойных процессов, скопления слизи в теле, заторможенности. Им подходят стимулирующие, согревающие упражнения. Активное движение полезно для них, но они должны начинать медленно, постепенно увеличивая нагрузку.
Приветствие Солнца, как становится ясно уже из самого названия, является согревающим комплексом и, будучи выполняемым регулярно, пожалуй, лучше всего походит людям с дисбалансом капхи. Активная природа этого комплекса избавляет от заторможенности и помогает сбросить вес.
Асаны, расширяющие грудь, улучшают дыхание и уменьшают застойные явления. К ним относится перевернутая поза поклона (Urdhva Dhanura) и поза моста (Setu Bandha Sarvangasana). Медитативные асаны могут усилить дисбаланс капхи, поэтому нужно использовать активные позы, чтобы избегать увеличения сонливости.
Сами по себе йогические асаны не являются полной программой исцеления. Они - лишь часть процесса, и для уравновешивания тела и ума нужно использовать все средства древнеиндийской медицины. Сюда входит надлежащая диета, лечение травами, ароматерапия, цветотерапия, медитация, очищение организма от токсинов, омоложение и гармоничный образ жизни.
Следование принципам Аюрведы создает оптимальные условия для исцеления тела. В таких условиях тело может максимально раскрыть свой потенциал. Древнеиндийская медицина говорит: где гармония, там и здоровье, а где дисгармония, там и болезни. Древнеиндийская медицина и Йога объединяются, чтобы вести человека к здоровой и гармоничной жизни.
Патанджали, автор Йога-Сутры, дал нам йогу как путь к просветлению. Он сказал: "Мы постепенно должны пройти все ступени йогической практики". Йогические асаны - это только один шаг в процессе подготовки тела, способ управления энергиями, которые появляются в процессе духовной практики.
Асаны, наряду с надлежащим образом жизни (включающим правильную диету, дисциплину, определенные ограничения) являются фундаментом для духовного роста. И чем прочнее этот фундамент, тем более глубокая духовная практика может стать его результатом.
И Йога, и древнеиндийская медицина в числе своих методик используют медитацию и дыхательные упражнения. Медитация может быть средством как исцеления, так и духовного поиска. Аюрведические техники сосредоточены на лечебном аспекте медитации, а Йога - на ее духовном аспекте.
Медитация очищает ум и расслабляет тело, и это приводит к исцелению и просветлению. Существует много форм медитации, и все они являются инструментами, которые помогают практикующему достичь желанного результата. Одним подходят одни методики, другим - другие, но, так или иначе, все медитативные практики могут быть ценными и полезными инструментами для соответствующего человека.
Исцеление с помощью Йоги и Аюрведы - это долгий путь. Это не волшебная таблетка быстрого действия. Это исцеляет нашу глубинную природу, и путь к такому исцелению лежит через трансформацию сознания.
Это обучение жизни в гармонии с природой. Когда человек занимается такой практикой, он растёт и развивается. Уходят стрессы, рассеиваются вредные эмоции, нет больше горя, радость возвращается в нашу жизнь. Наша внутренняя энергия нарастает, и наши глаза излучают сияние, которое и есть сама жизнь.
Намасте
"Тот, кто в своем сердце сорадуется счастью и сострадает горю каждого живого существа, того я считаю высочайшим из всех йогов" (Бхагавад-Гита в переводе Свами Правхаванады)