Сотвори себя сам
Среди древних восточных методик, к которым все чаще обращаются медицина и индустрия красоты, лидирует Аюрведа. И это не просто мода или экзотика. За пять тысячелетий своего существования Аюрведа зарекомендовала себя как серьезная наука, которой подвластно то, что порой не под силу официальной медицине.

Об Аюрведе написаны целые трактаты, которые сегодня доступны широкой публике. Поэтому мы остановимся лишь на некоторых основополагающих аспектах, которые демонстрируют современность и своевременность этого учения.
Если рассматривать Аюрведу вне философского антуража и архидревнего контекста, то она означает не что иное, как учение о здоровом образе жизни — "наука жизни". Аюрведа говорит о том, что продолжительность и качество жизни зависят от того, что представляет собой человек, что он ест, как себя ведет и какие усилия предпринимает на пути совершенствования своего тела, ума и духа.
Аюрведа предлагает целый спектр методов и приемов, которые помогали бы успешно продвигаться по этому пути. Все врачи — специалисты в области аюрведических знаний утверждают, что их знания преемственно проистекают от первого учителя Чараки Самхиты, который написал письменные руководства по Аюрведе.
Получив эти знания из уст провидцев, которые наградили его способностью раздавать всем людям амриту, нектар бессмертия, — Чарака придал им книжный формат, явившись первым автором аюрведических трудов. С него и началась земная цепочка преемственности в обучении следующих поколений врачей.
НЕТИПИЧНЫЕ ТИПЫ
Любое лечение назначается аюрведическим врачом обязательно с учетом пракрити — конституции пациента. Согласно Аюрведе, все люди делятся на определенные типы. Например, к чистому типу Питта относятся мускулистые рыжеволосые люди, как правило, подверженные раздражительности и даже агрессии.
Тип Капха — грузные люди с толстой кожей, медлительные, сонливые, стремящиеся к накапливанию материальных благ. А Ватта — это, наоборот, худые люди с сухими волосами, хрустящими суставами, склонные к тревоге и страху. Словом, существует целый набор признаков — не только конституциональных, но и внутренних, психологических, — по которым можно отнести человека к тому или иному типу.
Есть масса формальных методик, и достаточно заполнить анкету, чтобы понять, носителем каких качеств является человек. Но это не значит, что Аюрведа жестко и регламентированно подразделяет людей всего на три типа.
Есть смешанные, так называемые дуальные типы, к тому же внутри каждого типа присутствуют различия по степени выраженности благости, страсти или невежества. Для каждого типа рекомендуется определенная диета, определенные упражнения, способы очищения и омоложения, соответствующий набор специй, трав и препаратов .
Искусство аюрведических докторов сводится к тому, чтобы правильно определить методы лечения и оздоровления для каждого конкретного человека, выработать рекомендации по образу жизни, предложить травы и специи, масла и виды массажа, гармонизирующие ум и эмоции, цвета и драгоценные камни , упражнения по йоге и медитации. Потому что то, что хорошо для Ватты, совсем не годится для Питты или Капхи.
ЛОЖНОЕ ЭГО
Все аюрведические методики — комплексные. Например, очень интересная методика Панчакармы предполагает обязательное наличие пяти компонентов: очищающие клизмы, очищение носа, использование слабительных, вызывание рвоты и кровопускание.
Панчакарме предшествует недельный цикл манипуляций, включающий лечение маслом снаружи и изнутри, пропаривание в специальных камерах. Обязательна практика медитации, без которой ход мыслительной деятельности человека не будет направлен в нужное русло.
Согласно Аюрведе, большинство наших проблем возникает от того, что наш мозг слишком разболтан и очень легко впадает в зависимость от ложного эго, формирующего набор неправильных привычек, за которые наступает воздаяние. И задача аюрведического врача — подсказать, какая привычка и какое свойство личности приводит к тому или иному заболеванию.
Если это доносится в доступной форме до сознания пациента и он начинает работать конкретно над своими проблемами, то, как следствие, болезнь отступает, а иногда результатом такого комплексного лечения является и общее омоложение организма.
Легенды Аюрведы рассказывают о случаях, когда люди, достигшие определенной просветленности, уходили от суеты мира и возвращались в него совершенно помолодевшими; у них даже заново отрастали утерянные зубы и волосы. Они вновь вступали в брак, рожали детей и тем самым демонстрировали реальную силу аюрведических знаний.
О правдивости подобных легенд судить, конечно, трудно, но многие поистине чудодейственные приемы и методы Аюрведы сегодня широко известны и доступны. И часто людят ездят в Индию не для того, чтобы любоваться красотами Тадж-Махала или загорать на пляжах Гоа, а для того, чтобы получать первоисточники аюрведических знаний в Кералле — центре аюрведической медицины.
Эта провинция Индии славится тем, что тратит много усилий на образование молодежи, а в школах дети помимо изучения иностранных языков в обязательном порядке познают искусство Аюрведы. Там живет очень высокоорганизованная каста людей, которые занимаются тем, что несут традиционные знания миру. Именно из Кералла выходят самые известные специалисты Аюрведы.
СОВРЕМЕННАЯ АДАПТАЦИЯ
У многих возникает вопрос: насколько рецепты, изобретенные тысячи лет назад в Индии, приемлемы для современной европейской цивилизации? Сейчас ведется большая научная работа, подтверждающая догадку древних докторов о процессах старения в организме человека, которые приводят к тем или иным заболеваниям.
Проводятся исследования в области онкологии и аллергологии, изучаются механизмы управления аллергическими реакциями и стимулирования иммунитета. Исследования доказывают, что древняя наука, идя во многом интуитивным путем, приходила к тем же самым выводам. Современные ученые с европейским образованием используют знания Аюрведы, адаптируя их к современным условиям. К примеру, создают растительные препараты более эффективными способами — скажем, используется не трава в чистом виде, а различные выжимки и экстракты из нее.
На основе древних знаний разрабатывают высокотехнологичные методики получения препаратов и лекарственных средств. Поэтому нельзя обвинить Аюрведу в том, что это косная, старая, не поддающаяся никакой трансформации наука. Напротив, она представляет собой динамичное, живое учение, и рост числа врачей, практикующих эти знания, говорит о том, что они и дальше будут развиваться и трансформироваться в соответствии с требованиями современной цивилизации.
Однако, если изучать Аюрведу внимательно, то очевидно, что большая часть ее рекомендаций и рецептов вовсе не нуждается ни в какой адаптации. Например, Аюрведа не просто допускает, а приветствует употребление в пищу продуктов местного произрастания — совсем не обязательно приучать себя к экзотическим продуктам, которые растут только в Индии.
Достаточно понять суть предложений по набору продуктов и способам приготовления пищи (состав пищи, температура, режим питания и так далее), чтобы получать плоды оздоровления. Пища должна быть лекарством, а лекарство — пищей. И если наш северный климат предполагает большую затрату калорий для поддержания активности организма, то наша пища, разумеется, должна быть более калорийной, чем в теплых странах. Словом, можно исповедовать аюрведические знания, не погрешив против истины, абсолютно в любых климатических, социальных и других условиях.
ПИТАНИЕ И ОЧИЩЕНИЕ
Этим двум факторам Аюрведа придает огромное значение, считая их главными в достижении здорового образа жизни. В результате неправильного питания в организме накапливается так называемая ама — токсины, которые являются пищей для бактерий, вирусов и которые вызывают аллергию и депрессивные состояния. И достаточно пересмотреть свое отношение к питанию, чтобы сократить уровень амы и таким образом уменьшить риск возникновения заболеваний.
Тем не менее, как бы мы ни старались, достичь идеала крайне сложно, поэтому время от времени в организме следует проводить "генеральную уборку". В любую аюрведическую программу обязательно входят клизмы и очищающие процедуры с отваром лечебных трав в воде, молоке или масле. Наборы трав и препаратов для приготовления этих отваров подбираются индивидуально. Кстати, они могут быть составлены и из наших европейских трав — тысячелистника, ромашки, крапивы.
К примеру, в российских клиниках для очищающих процедур используются как раз российские травы, привезенные из экологически чистых районов Алтая и других мест. И хотя российские клиники зачастую в строгом смысле слова не являются аюрведическими, применяемые в них методы очищения и оздоровления вполне вписываются в основную концепцию Аюрведы.
В дополнение к очищающим составам Аюрведа рекомендует добавлять природные стимуляторы и специальные смеси — джемы, которые составляются из более чем ста минералов, трав, металлов, обладающих мощным стимулирующим эффектом. Они стимулируют работу ума, очищают кожные покровы, нормализуют перистальтику кишечника и работу внутренних органов. Сейчас легко можно купить подобные препараты — лицензированные и хорошо приготовленные на качественном оборудовании. Их теперь поставляют и в Россию, а европейские страны уже давно пользуются лечебными сборами по рецептам Аюрведы.
Кстати, Германия, где очень трепетно относятся к финансовой стороне вопроса и не будут платить за какую-то мистификацию, с 70-х годов является самым крупным потребителем аюрведической продукции в Европе — там можно обнаружить огромное количество специальных сайтов, а для врачей, пожелавших овладеть аюрведическими знаниями, существуют образовательные учебные центры.
В ЕДИНСТВЕ ДУХА И ТЕЛА
Заботясь о своей материальной оболочке — теле, человек поднимается лишь на первую ступень аюрведического знания. Но в Аюрведе существует еще понятие духовного и ментального тела. Заботиться о них так же важно и необходимо, как и о теле физическом. Просто следовать каким-то техникам очищения и оздоровления, не прилагая к ним работы ума и духа, не имеет никакого смысла. Это будет бесполезная трата времени.
Только при условии осмысленного духовного роста можно рассчитывать на полноценное усвоение этих знаний. С другой стороны, забота о своем духовном состоянии и эмоциональном благополучии напрямую связана с заботой о телесной оболочке — без этого невозможно вписаться человеку в реальность. И если человек будет целенаправленно добиваться стабильности протекания всех процессов в своем организме, то, как следствие, у него наступит гармонизация и в мыслях. Телесное и духовное в Аюрведе настолько сплетено и взаимосвязано, что установить причинно-следственные связи и определить, какая субстанция первична, а какая вторична, попросту невозможно.
СВОБОДА ВЫБОРА
Аюрведа никогда не стояла на стороне догм и на позициях нетерпимого отношения к свободе выбора человека. Это учение — добровольно взятый на себя труд оценить, что полезно, а что вредно, и предложение следовать определенным установкам и правилам. Но для тех, кто отклонялся от правильного пути, никогда не было никаких костров инквизиции.
Человек волен нарушать режим дня, вести ночной образ жизни, но он должен отдавать себе отчет в том, что это не способствует как минимум его хорошему здоровью. Аюрведическое учение предполагает уважительное отношение к каждому, даже человеку с откровенными заблуждениями, и уважение к его свободе выбора.
В любом случае у человека должен быть внутренний цензор, который отфильтровывал бы полученные знания и извлекал из них то, что ему необходимо. А иначе поток кармических последствий будет крайне тягостен для тех, кто не желает следовать законам природы.
АЮРВЕДА И ВЕГЕТАРИАНСТВО
Эта позиция представляет собой яркий пример терпимого отношения аюрведического учения к человеческим слабостям. Если человеку трудно отказаться от своих привычек, пристрастий и заблуждений, которые очень мощно воздействуют на ход его жизни, то есть приемы, позволяющие, например, изменить вкусовые пристрастия к мясу.
Аюрведа предлагает переходить к правильному питанию не сразу, а постепенно. Сначала, например, принимать антитоксические препараты, которые помогают нейтрализовать и вывести поступившие в организм вместе с мясом токсины. Затем можно заменить говядину и свинину на более экологически чистое мясо диких животных (буйвол, олень) и рыбу — конечно же, с постепенным осознанным отказом и от них тоже.
По Аюрведе, человек должен отдавать себе отчет в том, что, поглощая мясо, он становится, как говорил Лев Толстой, живой могилой для животных. И, таким образом, он разделяет ответственность за страдания и убийство живого существа. Чтобы этого не происходило, рекомендуется постепенно переходить на более мягкие и спокойные продукты, которые не несут в себе такую кармическую нагрузку, — сначала на рыбу и морепродукты, а затем на сыр, творог, растительную пищу. Ибо в идеале Аюрведа исповедует лактовегетарианство, которое отвечает всей ее философии и принципам.
Спектр продуктов, которые предлагает аюрведическая кулинария, настолько широк и насыщен полноценными белками, аминокислотами и витаминами, что говорить о каком-то обкрадывании своего организма, встав на путь вегетарианского образа жизни, не приходится. К тому же приготовление блюд не занимает много времени и не отнимает много сил.
Пища готовится очень быстро, чтобы в продуктах максимально сохранились полезные вещества. А сам процесс приготовления сопровождается мысленным проговариванием молитв или, по крайней мере, позитивным настроением. Это очень важное условие, поскольку продукты имеют свойство заряжаться энергетикой и мыслями того, кто к ним прикасается.
АЮРВЕДА КАК ЛЕКАРСТВО
Когда человек чувствует разрушительное воздействие на свой организм каких-то болезней, Аюрведа предоставляет ему возможность осмыслить, в результате чего он заболел, то есть обнаружить причину. Но она также способна бороться со следствием — тушить "пожар" и снимать сильные болевые ощущения.
Способы и методы лечения зависят от того, с чем пациент обратился к доктору. Если он пришел с синдромом похмелья, то нет смысла увещевать его встать на путь духовного поиска — надо просто промывать ему желудок и проводить очищающие процедуры, снимая алкогольную интоксикацию. А человеку, который мучается от ревматизма, помогают распаривания, массажи и другие приемы, снимающие острое состояние.
Хронические заболевания аюрведические врачи лечат, добавляя в пищу так называемую басму — смесь различных минералов. Есть также целое направление на основе лечения препаратами ртути, драгоценными камнями. Это те лекарства, которыми аюрведические доктора пользуются сотни и тысячи лет, и их действие проверено на огромном числе пациентов.
Но самое главное — все эти препараты были изначально созданы для того, чтобы помочь организму самоисцелиться. Это очень выгодно отличает их от современных таблеток и пилюль. Поэтому эффективность лечения у аюрведического специалиста часто сравнивают с негативным опытом лечения у врачей, исповедующих современный европейский подход к медицине, который всегда несет массу осложнений и побочных эффектов. Испытав этот негативный опыт, человек начинает искать альтернативный вариант в каких-то древних знаниях, которые, по крайней мере, не приносят вреда. Так он приходит к Аюрведе.
АЮРВЕДА И АСТРОЛОГИЯ
Аюрведические врачи, представляющие человека в виде микрокосмоса и прослеживающие его связь с макрокосмосом, широко используют в своей практике астрологию. Чтобы успешно лечить, они должны знать, воздействие каких светил наложило значимый отпечаток на конституцию и нервную систему их пациента, какие ресурсы имеются и какие перспективы ожидают данного человека.
Сами аюрведические процедуры напрямую увязываются с фазами луны, сезоном и временем суток. К примеру, проводить определенные очищающие процедуры в фазу нарастающей луны совершенно бессмысленно, потому что в это время в организме активизируются совершенно другие процессы, которые вступают в противодействие с лечением.
И когда врач предлагает всем подряд один метод — без достаточного обоснования, без учета личности пациента, без его астрологических характеристик — это верный признак того, что перед вами проходимец, который не заинтересован в качественном результате. Но как отличить настоящего аюрведического специалиста от шарлатана?
В первую очередь надо побеседовать с самим врачом и с его пациентами. Каждый доктор, исповедующий Аюрведу, должен назвать имя своего учителя. Это не обязательно должен быть выходец из Индии — цепочка преемственности велика, и настоящему специалисту никогда не стыдно признаться, чьим учеником он является и методикой какого доктора пользуется.
Проходимца, маскирующегося под аюрведического врача, можно отличить также и по отношению к финансовой стороне вопроса. Когда человеком движет цель как можно больше получить с клиента денег, предлагая ему процедуры по заоблачным ценам, можно с большой долей вероятности утверждать, что к подлинной Аюрведе он имеет весьма отдаленное отношение.
Настоящий аюрведический врач всегда найдет разумную альтернативу и вместо розового масла, которое стоит тысячи долларов, предложит рапсовое пальмовое масло с различными травами и добавками, которое будет обладать аналогичным эффектом. Аюрведические доктора точно так же, как и европейские, имеют несколько специализаций.
Один специализируется на подборе драгоценных камней и фармакологических препаратов, другой является знатоком массажа, третий считается хорошим диагностом и по пульсу может определить даже пол будущего ребенка у беременной женщины. Нельзя одновременно быть специалистом сразу во всех областях, ведь Аюрведа — это и серьезная наука, и философия, и практическая медицина. Но, без сомнения, самым сильным доктором, который знает почти все, считается тот, кто владеет Панчакармой.
АЮРВЕДА И ЙОГА
Аюрведу справедливо связывают с йогой. Но не с той йогой, которая представляется многим просто как набор вычурных поз и упражнений на растяжку. На самом деле йога не исчерпывается только физическими нагрузками, она тоже подразумевает обязательный духовный рост.
В переводе с хинди йога — это связь, уздечка, узда, которая помогает давать направление ходу нашего ума и контролировать проявление эмоций. Глубоко заблуждаются те, кто считает, что, занимаясь определенным набором сложных физических упражнений, они достигнут состояния просветленности. Работа со своим телом может рассматриваться только как первый этап на пути духовного роста.
Контролируя функции своего организма, человек становится более подготовленным к трансформации духа. И йога — это только часть Аюрведы, одна из ступенек к достижению благостного образа жизни. Занятия только йогой, конечно, принесут свои плоды и окажут благотворное влияние на организм, но понятие образа жизни все же гораздо шире. Набор физических упражнений, медитативные практики, ароматерапия, диагностика по пульсу, аюрведическая кулинария, подбор минеральных и других пищевых добавок — это кирпичики красивого и стройного здания, которое известно нам как Аюрведа. Это путь, пройти который до конца вряд ли кому-то удается. Но у каждого есть шанс испытать определенный опыт в совершенствовании своего тела и духа.
АЮРВЕДА И СПА
Аюрведа изначально создавалась как медицинская система. Тем не менее в современных условиях она зачастую используется как СПА-терапия. Аюрведические СПА-процедуры возвращают упругость коже, снимают стресс и усталость, улучшают самочувствие и сопротивляемость организма болезням. Сегодня существует множество авторских методик, которые адаптируют Аюрведу для применения в СПА-центрах и салонах красоты. Как правило, они исповедуют комплексный подход, сочетающий традиционные СПА-процедуры с использованием специальной аюрведической косметики и аюрведического массажа.
Аюрведический массаж сочетает в себе действие растительных и эфирных масел, мануальные манипуляции, а также энергетическое и эмоциональное воздействия. Массажист работает по энергетическим каналам и меридианам, поэтому в аюрведическом СПА придается огромное значение личности самого мастера, который, как правило, практикует йогу и медитацию.
Существует несколько видов аюрведического массажа, каждый из которых имеет свои особенности и решает свои определенные задачи. Например, при проведении массажа дхара из глиняного кувшина на лоб клиента льется смесь ароматических масел или молоко, запаренное с лечебными травами. Это прекрасно снимает стресс и избавляет от головных болей, а также улучшает качество кожи. Иногда масло льется не на лоб, а на голову или тело.
Но независимо от техники массажа согревающие и расслабляющие аюрведические процедуры всегда крайне приятны и полезны. А используемая в них аюрведическая косметика представляет собой настоящую природную аптеку. Все препараты — натурального происхождения: медовая вода, ананасовый гель, миндальное масло, кремы с экстрактами кокоса, айвы, муската, персика, папайи, одуванчика, сандала, пшеницы, шафрана. Самые впечатляющие аюрведические СПА-процедуры можно попробовать в СПА-клубе "Палестра" . Одна из них так и называется: "Кералла detox".
Врачи южного индийского штата Керала считают, что детоксикация —это первый шаг к похудению и омоложению и что она должна проводится профилактически не реже одного-двух раз в год. Так вот, "Палестра" разработала свою "Кераллу detox" совместно с национальным институтом Аюрведы в Кералле.
Программа делится на две части: домашнюю и требующую посещение SPA-терапевта (два дня в неделю). На первичной консультации специалист по аюрведической терапии проводит беседу-консультацию, чтобы определить тип по аюрведической таблице признаков, подобрать процедуры, назначить режим питания и объяснить, как употреблять пилюли, чаи, специи.
Затем специалист по йоге и пранаяме подбирает индивидуальную домашнюю программу для ежедневных занятий, а после этого два раза в неделю специалисты будут проводить классические аюрведические процедуры: абъянга, широдхара, сведана, удвартанам. Список процедур для различных типов сильно отличается.
Так, например, для Вата (воздушного, нервного типа) в программы СПА включается больше массажа, меньше распариваний и очищений с помощью трав. И обязательно курс из семи процедур Широдхары (массаж третьего глаза струей теплого масла) в качестве средства от чрезмерного беспокойства, депрессии и расстройства сна.
Для Питты-типа, страдающего раздражительностью, аллергией, проблемами с желудком, в программы входят ванны, уменьшающие раздражение (душевное и кожное), процедуры по очищению кожи и разнообразные массажи с лечебными маслами и травами.
А для Капхи-типа, склонного к полноте, апатии и меланхолии, программа состоит из фитораспариваний, пилингов, обертываний, интенсивных массажей и других "бодрящих процедур". Домой же человек получает травяные пилюли, травяные чаи, специи для пищи, а также систему йогических упражнений и пранического дыхания, которые занимают не более двадцати минут в день.
Ирина Мамичева