Перейти к контенту
Конференции клуба Родим и вырастим
Buzzinga

ГВ и начало прикорма

Рекомендуемые сообщения

Дочке скоро 6 мес. В принципе, я настроилась на педагогич.прикорм и долгое ГВ - но наш педиатр безапелляционно заявил, что "в 6 мес введем творожок, заменим одно кормление, потом еще что-то введем, заменим еще пару кормлений - так к году отлучим ее от груди" :vertag: . Я понимаю, что решать буду я. Меня смущает пара вопросов:
1. родственница говорит (у нее двое - первого до года кормила, а дочь щас кормит - ей буквально месяц только), что поле года у ребенка ненорм. псих.зависимость от груди развивается - типа сися не для еды уже. Это чо - плохо???? Я думала, это нормально - для утешения + и имунный фактор??? Кто-нибудь может прокомментировать?
2. я понимаю, что педагогич.прикорм - для ознакомления ребенка с пищей взрослых, не надо ребенка пичкать, чтобы заменять кормления. Т.е. мы даем микродозы - ребенок пробует. не больше трех микродоз за раз. Но ведь со временем увеличиваем кол-во пищи, которое даем ребенку? или наша цель - только "перезнакомить" ребенка со всей нашей пищей? Совсем запуталась в этом вопросе.
Жду ваших комментариев! :rolleyes:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мнение теоретика:
1 Есть два лагеря: долгокормящие и кормящие до года. Выбирайте!
2 Не путайте педприкорм с прикормом. Это разное!
В пед прикорме даете микродозы того, что едите сами
В прикорме даете "детскую" еду постепенно увеличивая дозы.
Тот же тврожок (агуша) : сегодня 1/4 ложки, завтра 1/2 и тд , если все нормально.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

у меня ребенок с аллергией на молочку и в полгода творожок - мне страшно.

 

Даже с педприкормом я бы начинала с низко аллергенной еды, познакомиться надо, но постепенно же.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Анимэ, рекомендация вашего педиатра показалась весьма странной. Это ПЕРВЫЙ ваш прикорм? Обычно творог вводят не раньше 8-ми месяцев, в нем содержится большое кол-во белка в трудноусвояемой форме. Почитайте другие рекомендации, выберите для себя подходящее - овощные пюре, каши. В конце концов, скажете педиатру то, что он хочет услышать, а сделаете по-другому, криминала нет.

 

1. родственница говорит (у нее двое - первого до года кормила, а дочь щас кормит - ей буквально месяц только), что поле года у ребенка ненорм. псих.зависимость от груди развивается - типа сися не для еды уже. Это чо - плохо???? Я думала, это нормально - для утешения + и имунный фактор??? Кто-нибудь может прокомментировать?

 

Насчет псих зависимости - здесь много от чего зависит, от ребенка, от отношения мамы к ребенку и к гв, от атмосферы в семье. Про себя могу сказать - моя не сильно зависима, с бабушками остается без проблем, на груди часами не висит, и вообще мы кормимся сейчас два-три раза в сутки (год и 9). Немало примеров, когда дитя действительно не слезает с груди. Вам просто необходимо решить для себя и своего ребенка, что лучше для ВАС, а не для вашей родственницы.

 

Мне кажется, если и вы и дитя ваше довольны, то ни к чему сильно торопиться с завязыванием.

 

2. я понимаю, что педагогич.прикорм - для ознакомления ребенка с пищей взрослых, не надо ребенка пичкать, чтобы заменять кормления. Т.е. мы даем микродозы - ребенок пробует. не больше трех микродоз за раз. Но ведь со временем увеличиваем кол-во пищи, которое даем ребенку? или наша цель - только "перезнакомить" ребенка со всей нашей пищей? Совсем запуталась в этом вопросе.

 

Прикорм и педприкорм не исключают друг друга. Цель прикорма - заменить постепенно кормления грудью на "взрослую" пищу, цель педприкорма, насколько я понимаю, познакомить ребенка с разными вкусами, пробудить интерес к пище. Еще немаловажный фактор - съеденная, к примеру, первая клубничка, скорее всего вызовет аллергическую реакцию, а съеденная крупинка, в силу своей малости - не вызовет. Сегодня-завтра - крупинка, послезавтра - две, через неделю - пол-ягодки, постепенно организм привыкает и уже не дает аллергической реакции.
Но лично у нас не было классического педприкорма. Мы могли поклевать у мамы или папы из тарелки, затем съесть порцию своих "детских" кабачков, а затем запить все из мамы и удовлетворенно уснуть :morgalik:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Сегодня-завтра - крупинка, послезавтра - две, через неделю - пол-ягодки, постепенно организм привыкает и уже не дает аллергической реакции.

 

а бывает накопительная аллергия..по чуть чуть - нету, съесть чуть больше - есть.Более того, на первую ложку обычно аллергии нет, она позже приходит.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
а бывает накопительная аллергия..по чуть чуть - нету, съесть чуть больше - есть.Более того, на первую ложку обычно аллергии нет, она позже приходит.

Ну вообще да, бывает, хотя реже.

 

У моего, если на что выскакивало, то с первой ложки... :wacko:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ну вообще да, бывает, хотя реже.

 

У моего, если на что выскакивало, то с первой ложки... :wacko:

 

судя по книгам :) третий день обычно показатель. Первые две пробы слишком мелкие.
На молочку у нас явно вышло через пару недель, но сначала йогурт мешала с фруктовым пюре и йогурта было очень мало. А аллергия сильная :(

 

В приницпе накопительная бывает и во взрослом возрасте, типа 1 апельсин нормально, 3 - высыпет. Или знакомый может есть выпечку с яйцом, но омлет никогда

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

всем спасибо за ответы! в общем, дочке 7 мес, не стала я "вводить" творожок и другую специальную детскую еду - даю по крошке, что сама ем. но все равно как-то неуютно себя чувствую в том плане, что вроде как надо дочь прикармливать... (хотя, млин, кому "надо"?)... в принципе, я не сомневаюсь, что ей одного молока хватает (в 6,5 мес весила 9330 гр при росте 72 см). буду продолжать с педагогическим прикормом :)
насчет ГВ: не планирую завязывать в год. но меня удивил наш педиатр, сказав, что после года "в грудном молоке нет смысла". как это: молоко есть, а смысла нет? природа опять ошиблась, как сказал бы комаровский?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
вроде как надо дочь прикармливать... (хотя, млин, кому "надо"?)...

У вас настрой правильный :D , особоенно учитывая, что дочка ваша
в 6,5 мес весила 9330 гр при росте 72 см

Я думаю, что вам можно особо не переживать еще месяц-полтора. Дождитесь пищевого интереса у ребятенка. Давайте ей все, к чему потянется ее ручка в вашей тарелке - в пределах разумного, конечно :) Как говорят знатоки педприкорма - это отличный повод перейти маме на здоровое питание.

 

насчет ГВ: не планирую завязывать в год. но меня удивил наш педиатр, сказав, что после года "в грудном молоке нет смысла". как это: молоко есть, а смысла нет?

В грудном молоке после года нет "пищевого" смысла - ребенка ведь можно уже вполне прокормить с общего стола.
Но остается польза от маминых иммунных тел и тесный эмоциональный контакт.
Важно это или нет, полезно или бесполезно - решать только двоим - маме и малышу, а уж никак не педиатру.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Важно это или нет, полезно или бесполезно - решать только двоим - маме и малышу, а уж никак не педиатру.

bobok*, спасибо, землячка :friends: , я тож так думаю.
еще остался вопрос: а нужно ли протирать яблоко/морковку и т.п. и скармливать это все? я знаю, что дочь кушать это будет точно. вопрос - надо ли?
и еще - как бороться со свекровью? Это вопрос риторический, конечно... она женщина тактичная, в принципе, но тут - натерла на терке огурец и дала ребенку. та пол-огурца срубала - потом как даст зеленый залп Авроры (я ее над раковиной как раз удачно держала). Ну зачем так много давать, а? :cryyy:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Анимэ, на здоровье! :D

 

а нужно ли протирать яблоко/морковку и т.п. и скармливать это все? я знаю, что дочь кушать это будет точно. вопрос - надо ли?

Я дождалась первого зуба (в 9 мес он появился) и начала давать фрукты. правда, она у меня категорически не ела пюре, но зато с удовольствием грызла кусочки под моим присмотром. На пюре согласилась месяца через два.
Надо ли? :pod-tches: Ну а почему нет?

 

и еще - как бороться со свекровью?

:parrdon: Наука не знает ответа на этот вопрос...
Единственный способ - не оставлять их вдвоем...
Ну еще нужно было свекрови те каки показать <_<

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
:parrdon: Наука не знает ответа на этот вопрос...
Единственный способ - не оставлять их вдвоем...
<_<

:histeric::histeric::histeric:
я никогда не оставляю их вдвоем :nonoo: , а каки с вылетом на полметра и отдачей ребенка в меня она видела. типа считает, что это нормально.

 

еще свекровь говорит, что типа надо протирать - потому что непротертое не усваивается. Это так? Неужели усвоится, если протертое? Кроме того, с протиранием есть педагогич момент: я ей говорю, что дочь и так жидкое без проблем глотать умеет - она должна учиться ЖЕВАТЬ.
Кто прав?
Может, я чересчур заморачиваюсь... :olen4:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мы были на ГВ до года, как я и планировала. В 6 месяцев я ничем не заменяла ГВ, просто после полной кормежки грудью давала прикорм (делала пюре овощные).

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нашла оч полезную статейку (может, кто-н ее уже на Родиме выкладывал - я не читала, по кр мере):

 

Естесственный прикорм
Олежке уже 6 месяцев и все, кто окружает его маму Свету, беспокоятся, что она до сих пор кормит его исключительно грудным молоком. Педиатр уже 2 месяца говорит о том, что пора давать крохе яблочный сок, желточек, да и овощные пюрешки с кашками как раз по возрасту. Конечно же, свекровь с мамой тоже не отстают — вторят доктору. Света пока удерживает осаду, она где-то читала о том, что вводить прикорм надо как раз после 6 месяцев. Единственное что ее волнует — это то, как его вводить. Рекомендации педиатра и бабушек Олеженьки не вселяют в нее уверенность, есть в них что-то противоестественное. Все время возникает мысль — как же с этими проблемами справлялись женщины лет 100–200 назад? Неужели они давали малышу сок яблока по капельке и кашку из бутылочки со специальным наконечником в виде ложечки? Вряд ли…

 

В этот момент мы и познакомились со Светой. Она мне рассказала о том, почему ее смущает, традиционная система введения прикорма — ее сестра таким образом вводила прикорм своему сыну. И в памяти Светы остались яркие образы: сестра сидит перед малышом: то ложечкой постучит, то прокукарекает, то газетку в руки крохе подсунет — лишь бы он увлеченный этим рот открывал для очередной ложки. Внимание племянника чуть ослабеет — он перестает открывать ротик, даже отворачивается, так она что-то новое придумывать начинает. Правильно ли это?

 

Современное введение прикорма

 


Нынешняя система введения прикорма , увы, многие факторы не учитывает — возрастной период, когда вводится прикорм , возрастные особенности психики малыша, небольшой аппетит малышей, интерес к разнообразной пище. Ребенку вводят определенные продукты в положенный возрастной период в строго определенных количествах. Существует целая таблица, когда, что и сколько должен съедать кроха. Если малыш тянется к пище, которая ему еще не по возрасту, например, мама кушает котлету, а 7-ми месячный малыш, глядя на нее, тоже хочет попробовать новое блюдо, то ему ее не дают. Ребенку дают пищу перетертую и не один раз — чтобы ему легче было глотать. Для малышей придумана и специальная еда — овощи в баночках, мясо в баночках, рыба в баночках и прочее. «Лакомства» в них без определенного цвета, запаха и вкуса.
Данная система — продукт нашего времени, изобретенная в лабораториях не одним ученым-медиком, попытка улучшить природу и необходимость для детей искусственников.

 

Вернемся к истокам…

 


К сожалению, наши мамы перестали доверять своему инстинкту, они больше верят авторитету медиков, которые, по их мнению, лучше осведомлены о том, что нужно и полезно для нового члена семьи. Мамы забыли традиции наших бабушек и прабабушек, а ведь те знали, как знакомить малыша с новой для него пищей.
Если представить себе семью лет 200 назад, в которой было человек 10-12, и мать у печи, которая, даже если и захочет, не сможет приготовить что-то отдельное для своего подросшего грудничка. Вот так и приучали детей к новой пище: захотел кроха хлебушка — на, попробуй крошку, схватил из маминой тарелки кусочек капусточки — на здоровье!

 

Мы пытаемся возродить прежний «дедовский» способ введения прикорма , который был сформирован не за один век, основанный на наблюдении за малышами, многими поколениями матерей. Ныне его называют естественным прикормом и такую тактику знакомства малыша с новой пищей начинают использовать все больше молодых мам.

 

Отличие ее от традиционной «баночной» состоит в том, что у ребенка поддерживается интерес к еде за общим столом. А это позволит в будущем, после того как крохе исполнится год и больше, родителям быть спокойными за то, что их кроха будет с удовольствием участвовать в семейных трапезах. Ведь он будет уже самостоятельно управляться с ложкой и чашкой, не надо будет волноваться, что ребенок не поел, не придется за ним бегать с уговорами, да разными ухищрениями вталкивать в карапуза какую-то еду.

 

Естественный прикорм

 


Данная система учитывает, что ребенок до года не насыщается новыми продуктами — он их просто пробует, как бы создает для себя банк новых вкусов тех продуктов, которые принято кушать в его семье, а основной его пищей продолжает оставаться грудное молоко. Эта система основана на природном интересе ребенка к новой пище, на подражании малыша взрослым — он стремится брать ручкой ту же еду и так же отправлять ее в ротик как мама или папа, на постепенной адаптации организма крохи к новой пище.

 

Если малышу уже исполнилось 6 месяцев и он активно интересуется содержимым маминой тарелки, значит, пришло время знакомить его с семейным меню, правда, только в том случае, если это здоровое питание. То есть в семье кушают много овощей, фруктов, злаков и круп, а также молочные продукты, умеренно мясо (не обязательно каждый день), рыбу. Как можно меньше жирного, жареного, совсем нет или минимум всяких сосисок, колбас, пирожных, конфет, газировок...

 

В случае, если малыш проявляет интерес к пище мамы раньше полу года — не стоит торопиться. Лучше начать прикармливать детку позже на пару недель, чем раньше 6-ти месяцев. Пищеварительная система может быть еще не готова к приему новой пищи и, начав ранний прикорм, вы можете нарушить естественное ее созревание.

 

Описываемый способ введения прикорма может быть использован только в том случае, если ребенок находится на естественным образом организованном грудном вскармливании: прикладывается по требованию, не допаивается чем-либо, не сосет пустышку. В случае неправильно организованного грудного вскармливания, например, кормление по режиму через определенные промежутки времени, прежде чем вводить прикорм, необходимо изменить способ вскармливания ребенка на естественный.

 

Применяем на практике

 


Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей.

 

Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко.

 

Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает.

 

Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.

 


Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).
За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.
Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.
Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.

 

Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.

 

Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.

 

И вот мама кушает дальше. Теперь она взяла сочное яблоко и откусила его, а малыша привлек аппетитный хруст и яркий цвет фрукта — он тянется к нему. Предложите ему микродозу для пробы, если ему понравилось и он тянется еще — хорошо, дайте еще пару раз, а потом уберите яблоко, чтобы малыш не переел. Крохе надо совсем немного для первого раза. Малыш только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, он не стремится наедаться даже самым вкусным по его мнению продуктом.

 

Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.

 

А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.

 

Самостоятельный стол крохи

 


Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень!

 

Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика.

 

Дети-аллергики

 


Введение прикорма для деток, страдающих пищевой аллергией — вопрос очень тонкий. Действовать надо осторожно, внимательно отслеживая процесс, по принципу «тише едешь, дальше будешь».

 

Поскольку сама мама должна придерживаться гипоаллергенной диеты, то и кроха начинает знакомиться с пищей, не вызывающей аллергии. Например, фрукты и овощи — не оранжевые и не красные, ему пока не надо пробовать коровьего молока, а знакомство с мясом начинайте с индейки, потом можно пробовать телятину и так далее. В один день дайте ребенку один продукт, следующие 2-3 дня наблюдайте: аллергическая реакция может проявиться не от первой, а от 2-3 пробы. Получается, что следующий новый продукт мама сможет дать крохе только через 3-4 дня.

 

Не забудьте, что у такого малыша проба новых продуктов должна заканчиваться прикладыванием к груди.

 

Ребенку-аллергику нужна особенно мягкая и постепенная адаптация к пище взрослых, так как его желудочно-кишечный тракт и ферментативная система особенно чувствительны. Надо также иметь в виду, что витамины и прочие полезные вещества ребенок начинает полноценно усваивать из другой пищи только после года, а до этого все это поставляет крохе мамино молоко, поэтому можно не спешить с прикормом.

 

Продолжаем пробовать еду взрослых

 


Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!».

 

После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой — помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением — процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас — разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте.

 

Как кушаем после года

 


После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.

 

Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.

 

В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.

 

Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.

 

Авторы:
Ксения Соловей, консультант по лактации, психолог.
Лилия Казакова, педиатр, консультант по лактации.

 

Статья была опубликована в журнале "Мой ребенок", 2003г.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И еще статейка того же автора:

 

Прикорм малыша на естественном вскармливании. Теория

 

Все согласны с тем, что когда-нибудь ребенок должен начать получать питание не только из маминой груди. Но дальше этого соглашения существует большое количество различных мнений и рекомендаций.

 

В последние годы постепенно распространяется положение ВОЗ об исключительно грудном вскармливании до 6-месячного возраста и постепенном введении прикорма в дальнейшем. Однако в книгах и журналах для родителей все еще можно встретить рекомендации по введению в питание малыша соков начиная с 3 недель, пюре и каш с 2-3-4 месяцев. Изменение этих сроков и переход на правило "До 6 месяцев - только грудное молоко" - вопрос времени, и когда-нибудь это произойдет.

 

Почему в 6 месяцев

 

А вот почему время прикорма наступает именно в 6 месяцев? Этот срок очень часто вызывает недоумение, поскольку считается, что уже задолго до 6 месяцев молока у мамы будет недостаточно (при отсутствии в обществе устойчивой традиции продолжительного грудного вскармливания это и правда случается чаще, чем хотелось бы). А раз невозможно держать младенца на одном грудном молоке так долго, то надо вводить прикорм.

 

Что здесь можно возразить?

 

Во-первых, при нехватке молока у матери грудного ребенка предпочтительнее использовать не продукты прикорма, а соответствующую возрасту адаптированную молочную смесь - в этом солидарны педиатры и детские диетологи. А прикорм даже в этом случае нет необходимости начинать раньше 6-месячного возраста.

 

Во-вторых, если грудное вскармливание малыша организовано естественным образом, у его мамы к 6-месячному сроку кормления всегда будет достаточное количество молока, без склонности к его "пропаданию". И именно грудное молоко будет основным питанием для 6-месячного младенца, а к другим продуктам его можно будет начать постепенно приучать.

 

В связи с этим к фразе об исключительно грудном вскармливании до 6 месяцев необходимо всегда добавлять: при правильно организованном естественном вскармливании и достаточном количестве молока у матери.

 

А почему в 6 месяцев, если молока достаточно, и малыш продолжает хорошо расти и развиваться? Почему не отложить знакомство с другой пищей на более поздний срок?

 

Обычно на это отвечают следующее: мол, грудное молоко теряет свою питательную ценность на втором полугодии кормления, а после года вообще питательных веществ не содержит. Это заблуждение: по данным многочисленных исследований той же ВОЗ грудное молоко продолжает содержать необходимые ребенку питательные вещества в оптимальных для усвоения формах.

 

Тем не менее, есть одна причина, по которой трудно избежать прикорма ребенка старше 6 месяцев. Это интерес малыша к еде. Ребенку становится любопытно, что едят взрослые в его присутствии, и он начинает попрошайничать. Довольно часто подобное поведение расценивается как проявление чувства голода. Между тем, это естественный этап в развитии ребенка - желание подражать взрослым в их действиях, и оно распространяется не только на еду.

 

Начало интереса к еде можно заметить и раньше. Примерно в 4 месяца малыши начинают следить за мамой, когда она ест, примерно в 5 месяцев - тянуться к посуде, и ближе к 6 - появляется интерес именно к еде. Эти сроки не точны, так как все дети разные, но общие закономерности в поведении прослеживаются легко.

 

"Попрошайничество" совпадает с развитием и некоторых других способностей малыша. Дети такого возраста уже умеют уверенно сидеть, особенно у мамы на руках, у них нет рефлекса выталкивания твердых предметов изо рта, они хорошо умеют держать в руках предметы. Когда все эти способности совпадают с активным желанием ребенка сделать с едой то же, что делает мама - положить в рот, можно начинать знакомить малыша с едой.

 

Пюре вместо груди?

 

Процесс введения прикорма очень подробно описан во многих книгах по уходу за детьми. Обычно их авторы советуют начинать с пюре, состоящего из одного продукта, начинать с четверти или половины чайной ложечки, постепенно, в течение недели, довести количество прикорма до 50-100 г (в зависимости от возраста и продукта), потом ввести новый продукт, действуя так же.

 

Предполагается, что постепенно расширяя количество новых продуктов, увеличивая их объемы, мама будет заменять блюдами прикорма дневные грудные кормления. Если начать действовать по этой схеме в полгода, к годовалому возрасту малыша дневных прикладываний к груди остаться не должно, могут остаться кормления ночью. Считается, что после года-полутора малыш может перейти на общий стол, а грудное вскармливание должно быть закончено.

 

Между тем состав женского молока и его значение для развивающегося организма ребенка еще полностью не изучены. Кое-что мы знаем: что оно необычайно ценно по своему составу, содержит, помимо белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов ферменты, факторы иммунной защиты, факторы роста тканей, гормоны, биологически активные вещества. При обычной схеме введения прикорма к годовалому возрасту ребенок будет всего этого почти полностью лишен.

 

Что важнее для малыша? Перейти как можно быстрее на обычную пищу? Или сохранить как можно дольше возможность получать грудное молоко? В понимании современных цивилизованных людей это несовместимые вещи. Даже от врачей можно сейчас услышать мнение о том, что ладно, до полугода ребенок может сосать молоко сколько угодно, но после полугода его необходимо в прикладываниях к груди ограничивать, иначе он будет плохо есть прикорм .

 

В этом есть некоторая доля правды. Малыш, находящийся на естественном вскармливании, действительно чаще всего не съедает рекомендованных количеств прикорма . И причины этого понятны. Как мы уже сказали, ребенком руководит прежде всего интерес к новому и желание подражать, а не чувство голода и желание наедаться. Интереса же на полную баночку пюре или 100 г каши обычно не хватает. При этом у малыша на естественном вскармливании всегда есть, где получить необходимое и полноценное питание, придуманное природой. Другая же пища достойна только любопытства и проб.

 

Наконец, оглянемся назад. Способен ли был бы выжить человеческий детеныш в естественных условиях, если бы количество грудного молока начало быстро сокращаться на втором полугодии жизни и почти закончилось бы к его годовалому возрасту? Конечно же, нет. А ведь мы до сих пор настроены на естественный ход развития. Не может мамино молоко не быть основной пищей малыша первого года жизни.

 

Сосание и еда - разные вещи

 

Кроме того, рекомендуя заменять прикладывания к груди прикормом , рекомендующие не обращают внимания на важную особенность поведения 6-месячного ребенка на естественном вскармливании. Длительные, обстоятельные прикладывания к груди, которые можно было бы назвать "кормлениями", у такого малыша довольно редки и связаны, прежде всего, с его снами. Более-менее долго ребенок на втором полугодии жизни сосет, чтобы уснуть на дневные сны. Также перед пробуждением малыши могут досыпать, посасывая последние полчасика. Естественны в этом и более позднем возрасте ночные прикладывания к груди, более частые во второй половине ночи, и нет никакой необходимости, да и возможности заменять их прикормом.

 

Поводы для коротких прикладываний к груди во время бодрствования у малышей различны, одни дети сосут очень редко и коротко, другие чаще и дольше, но "дневных кормлений", которые происходили бы в определенные часы, в одно и то же время, и которые можно было бы "замещать" прикормом, просто нет.

 

Зато во время бодрствования малыши второго полугодия жизни необычайно заняты, они изучают окружающий их мир - и еду, конечно, так же, как и все остальное. Интерес к еде у малышей появляется тогда, когда они видят, как едят окружающие их люди, - во время завтраков, обедов, ужинов. Именно в эти моменты и можно начинать прикорм малыша, его знакомство с новой пищей.

 

Вводя прикорм, очень важно обращать внимание на активную заинтересованность малыша в еде. К сожалению, об этом часто забывают, так как руководствуются стремлением довести объем съеденного ребенком до указаний какой-нибудь таблицы. К чему это приводит?

 

С одной стороны, стремясь накормить малыша едой, можно добиться того, что он высосет меньше молока, и постепенно меньше молока будет вырабатываться у мамы. С другой стороны, кормление ребенка едой несмотря на то, что он есть не хочет, часто заканчивается полной потерей интереса к еде. Вырастает ребенок-малоежка, с плохим аппетитом и очень избирательным отношением к еде.

 

Между тем, основная цель прикорма - формирование естественного пищевого поведения малыша. Согласитесь, что мечта многих родителей - ребенок хорошо ест все, что готовят в его семье, не переедает и не капризничает. Однако, кормя малыша продуктами и количествами, определенными по кем-то составленной таблице, не учитывая его интереса, родители часто делают мечту о здоровом отношении к еде неосуществимой.

 

Итак, прикорм для ребенка 6 месяцев не является основным видом питания. Это всего лишь знакомство с новым видом деятельности. Малыш продолжает получать основные питательные вещества для собственного роста и развития с маминым молоком.

 

Знакомство с едой по мере развития пищевого интереса, без цели обязательно накормить ребенка определенным количеством детского питания сохраняет активный интерес к еде у малыша. И сохраняет грудное вскармливание, не вытесняя его большими объемами детского питания. Получается, что два процесса - грудное вскармливание и постепенный переход на еду с общего стола - идут параллельно, не мешая друг другу.

 

12.6.2006
Казакова Лилия,
врач-педиатр

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Вы сможете оставлять комментарии после авторизации



Войти

×