Anu** 0 Опубликовано 18 Января 2008 Девочки поискала на форуме и не нашла темы связанной с композицией. Однако думаю у многих есть вопросы по этому поводу. Что такое композиция, каковы принципы ее построения? Давайте здесь обсуждать все подобные вопросы. Начну с вопроса который очень озаботил меня с момента когда я стала читать советы начинаючим фотографам о композиции.Буквально везде пишут НЕ РАСПОЛОГАТЬ композиционный центр по центру кадра. Линия горизонта НЕ ДОЛЖНА быть посередине кадра . Причем совет часто дается не как рекомендация, а как догмат который нельзя нарушать. И то и дело видишь комменты под фотками, что нельзя так снимать, горизонт не там объект не там. Все это весьма странно, особенно странно если посмотреть скажем на классическое искусство Тк тема глубока и широка я для начала возьму выдержку из книги по изобразительному искусству об основах композиции. а дальше уже отдельно выделю момент о совпадении композиционного центра с геометрическим центром картины сразу прошу прощения что примеры все из живописи, просто эта тема мне лучше знакома, если у кого будут примеры из фотоискусства то здорово! Поделиться этим сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Anu** 0 Опубликовано 18 Января 2008 КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ 1. Принцип целесообразности. Принцип целесообразности заключается в том,что авторский замысел и весь строй произведения предполагают наличие цели, идеи, смысла,художественной задачи, что и определяет, в конечном счете, развитие содержания произведения и направляет творческий процесс переработки материала в художественную форму. 2. Принцип единства.Основной принцип, обеспечивающий целостностьпроизведения. Благодаря этому принпипу сложное выглядит не как конгломерат из разрозненных частей, а как связное целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания вединое целое. 3. Принцип доминанты.Внутреннее организующее начало в композиции спервого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты — смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета,эмоционально смысловой и структурный центр.Смысловой центр часто совпадает со зрительным центром, т. е. располагаетея в центральнойзоне картинного поля. Поделиться этим сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Anu** 0 Опубликовано 18 Января 2008 4. Соподчинение частей в целом.Группировка.Как уже неоднократно говорилось, в произведении художественном все части связаны междусобой и с целым. Целое представляет собой совокупность связанных между собой частей, гдеподчиненность частей друг другу вполне, очевидна. Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей; Эта последовательность обеспечиваетея благодаря группировке родственныхили контрастирующих элементов. Части целогосоставляют группы, связанные друг с другом попризнакам подобия или по контрасту. Тот жепринцип повторяется и внутри каждой из групп(подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение. Все этигруппы перекликаютея между собой всеми своими элементами, так, что целое повторяется в егочастях, а часть в целом. Благодаря группировкеэлементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в то же времяцелое воспринимается единовременно и цельно. 5. Принцип динамизма.Известно, что движение в картине не присутствуетреально, а воспринимается сознанием, являясьреакцией зрительного аппарата, движениемглаз, вызванным теми или иными зрительнымивпечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней естьдвижение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение: их цветовые и тоновые отношения, взаимодействиелиний и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, ощущение движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения вкартине, в изображении. Композиционное построение произведения изобразительного искусства может быть представлено в виде схемы излиний, показывающих направление движения вкартине — по диагонали, по кругу, лучевое, S —образное. Движение в композиции имеет организованный характер, ритмизовано. С его помощью осуществляется гармония целого. Поделиться этим сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Anu** 0 Опубликовано 18 Января 2008 6. Принцип равновесия.Уравновешенность частей в картине — первостепенное требование композиционного построения — означает расположение изобразительногоматериала вокруг воображаемой оси симметриитаким образом, чтобы правая и левая сторонынаходились в равновесии. Это требование ккомпозиции восходит, как уже говорилосьпрежде, к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия. 7. Принцип гармонии.Внесение гармонического начала в композиционное построение и в моделировку формы означает не одно только соблюдение количестненныхотнощений, обеспечивающих соразмерность,пропорциональность, равновесие. Гррмонияосуществляет связь между всеми элементамипроизведения примиряет противоречия междуформой и содержанием, между материалом иформой, между предметом и пространством ипрочими элементами формы, сводя все воединов единое композиционное целое. это тезисно об основных принципах Поделиться этим сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Anu** 0 Опубликовано 18 Января 2008 а теперь напишу по животрепещущей теме Выделение сюжетно-композиционного центра Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также называют "смысловым центром" или "зрительным центром" картины. Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами. Не только в произведениях живописи, но и в графике, скульптуре, декоративном искусстве, архитектуре выделяют композиционный центр. Например, мастера Возрождения предпочитали, чтобы композиционный центр совпадал с центром холста. Размещая главных героев таким образом, художники хотели подчеркнуть их важную роль, значимость для сюжета например картина Боттичелли или Леонардо Да Винчи Художники придумали множество вариантов композиционного построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет произведения. Этот прием хорошо использовать для передачи движения, динамики событий, быстрого развертывания сюжета, как на картине В. Сурикова "Боярыня Морозова" Это все были выдержки из разных источниковот себя напишу, что соблюдая основные принципы композиции не так страшно помещать композиционный центр по центру кадра, все зависит от преследуемой цели. Смещая комп. центр не забывайте о равновесии. Композиция это поиск, и как я недавно в одной книге прочитала, сейчас многие художники отказываются от композиционных канонов и занимаются поиском новых форм. Так что не все так однозначно с этими горизонтами и центрами я потом еще здесь напишу о психологии восприятия изображений, и о том как глаз наш работает Поделиться этим сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Куська** 0 Опубликовано 18 Января 2008 В библиотеке есть ссылки на статтьи про композицию, и я кидал и Winke.. кто б их читал еще Поделиться этим сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Lenochka-al** 0 Опубликовано 18 Января 2008 кто б их читал еще 3239804[/snapback] ну вот прям сразу так..., я лично читала..... и тут читаю...может я много читаю.... Поделиться этим сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Куська** 0 Опубликовано 19 Января 2008 ну вот прям сразу так..., я лично читала..... и тут читаю...может я много читаю.... о! 1 читатель есть Поделиться этим сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Кусочек Шоколадности** 0 Опубликовано 19 Января 2008 может я много читаю.... Ага, точно Поделиться этим сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Anu** 0 Опубликовано 19 Января 2008 В библиотеке есть ссылки на статтьи про композицию, и я кидал и Winke..3239804[/snapback] мне кажется по ссылкам мало кто ходит и потом я хотела поднять конкретный вопрос, о композ центре размещенном по вертикальной оси. Ну и вообще мне кажется нужно место где можно обсудить всякие композиционные вопросы кто б их читал еще 3239804[/snapback] ну может кто-нибудь почитает? ну вот прям сразу так..., я лично читала..... и тут читаю...может я много читаю.... 3239900[/snapback] я тоже читаю обычно Поделиться этим сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Nюшка*** 0 Опубликовано 19 Января 2008 о! 1 читатель есть 3239910[/snapback] 2! Я тоже читала Поделиться этим сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Горькая** 0 Опубликовано 20 Января 2008 я тоже читать пришла , рассказывай, конспектирую Поделиться этим сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
HawiCheck**** 0 Опубликовано 20 Января 2008 И я все читаю,но теория это одно,а вот обсуждение всех вопросов по композиции-совсем другое!Тоже конспектирую!!! Поделиться этим сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Аннушка013** 0 Опубликовано 22 Января 2008 Я читаю т.к. как раз с этим у меня бооольшие проблемы. Поделиться этим сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Black_Mamba**** 0 Опубликовано 23 Января 2008 я с огромным удовольствием о композиции почитаю , я вообще тоже склонна к не совсем правильному видению этого дела, т.к. вот очень не люблю некоторые догмы , за нарушение которых прям чуть ли не расстрел (особенно касаемо размещения по центру)мне все же кажется главное чтобы в фотографии был смысл, идея, миссия... Поделиться этим сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах