Перейти к контенту
Конференции клуба Родим и вырастим

Рекомендуемые сообщения

Девочки поискала на форуме и не нашла темы связанной с композицией.
Однако думаю у многих есть вопросы по этому поводу. Что такое композиция, каковы принципы ее построения?

 

Давайте здесь обсуждать все подобные вопросы.

 


Начну с вопроса который очень озаботил меня с момента когда я стала читать советы начинаючим фотографам о композиции.
Буквально везде пишут НЕ РАСПОЛОГАТЬ композиционный центр по центру кадра. Линия горизонта НЕ ДОЛЖНА быть посередине кадра . Причем совет часто дается не как рекомендация, а как догмат который нельзя нарушать. И то и дело видишь комменты под фотками, что нельзя так снимать, горизонт не там объект не там. Все это весьма странно, особенно странно если посмотреть скажем на классическое искусство

 

 

 

Тк тема глубока и широка :rolleyes: я для начала возьму выдержку из книги по изобразительному искусству об основах композиции.
а дальше уже отдельно выделю момент о совпадении композиционного центра с геометрическим центром картины

 

сразу прошу прощения что примеры все из живописи, просто эта тема мне лучше знакома, если у кого будут примеры из фотоискусства то здорово!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ

 


1. Принцип целесообразности.

 

Принцип целесообразности заключается в том,
что авторский замысел и весь строй произведения предполагают наличие цели, идеи, смысла,
художественной задачи, что и определяет, в конечном счете, развитие содержания произведения и направляет творческий процесс переработки материала в художественную форму.

 

2. Принцип единства.
Основной принцип, обеспечивающий целостность
произведения. Благодаря этому принпипу сложное выглядит не как конгломерат из разрозненных частей, а как связное целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в
единое целое.

 

3. Принцип доминанты.
Внутреннее организующее начало в композиции с
первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты — смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета,
эмоционально смысловой и структурный центр.
Смысловой центр часто совпадает со зрительным центром, т. е. располагаетея в центральной
зоне картинного поля.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

4. Соподчинение частей в целом.
Группировка.
Как уже неоднократно говорилось, в произведении художественном все части связаны между
собой и с целым. Целое представляет собой совокупность связанных между собой частей, где
подчиненность частей друг другу вполне, очевидна. Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей; Эта последовательность обеспечиваетея благодаря группировке родственных
или контрастирующих элементов. Части целого
составляют группы, связанные друг с другом по
признакам подобия или по контрасту. Тот же
принцип повторяется и внутри каждой из групп
(подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение. Все эти
группы перекликаютея между собой всеми своими элементами, так, что целое повторяется в его
частях, а часть в целом. Благодаря группировке
элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в то же время
целое воспринимается единовременно и цельно.

 


5. Принцип динамизма.
Известно, что движение в картине не присутствует
реально, а воспринимается сознанием, являясь
реакцией зрительного аппарата, движением
глаз, вызванным теми или иными зрительными
впечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть
движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение: их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие
линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, ощущение движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения в
картине, в изображении. Композиционное построение произведения изобразительного искусства может быть представлено в виде схемы из
линий, показывающих направление движения в
картине — по диагонали, по кругу, лучевое, S —
образное. Движение в композиции имеет организованный характер, ритмизовано. С его помощью осуществляется гармония целого.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

6. Принцип равновесия.
Уравновешенность частей в картине — первостепенное требование композиционного построения — означает расположение изобразительного
материала вокруг воображаемой оси симметрии
таким образом, чтобы правая и левая стороны
находились в равновесии. Это требование к
композиции восходит, как уже говорилось
прежде, к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.

 


7. Принцип гармонии.
Внесение гармонического начала в композиционное построение и в моделировку формы означает не одно только соблюдение количестненных
отнощений, обеспечивающих соразмерность,
пропорциональность, равновесие. Гррмония
осуществляет связь между всеми элементами
произведения примиряет противоречия между
формой и содержанием, между материалом и
формой, между предметом и пространством и
прочими элементами формы, сводя все воедино
в единое композиционное целое.

 

это тезисно об основных принципах

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а теперь напишу по животрепещущей теме

 

Выделение сюжетно-композиционного центра

 

Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также называют "смысловым центром" или "зрительным центром" картины.

 

Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами.

 

Не только в произведениях живописи, но и в графике, скульптуре, декоративном искусстве, архитектуре выделяют композиционный центр. Например, мастера Возрождения предпочитали, чтобы композиционный центр совпадал с центром холста. Размещая главных героев таким образом, художники хотели подчеркнуть их важную роль, значимость для сюжета

 

например картина Боттичелли
055xy9.jpg

 

или Леонардо Да Винчи
image006vt2.jpg

 


Художники придумали множество вариантов композиционного построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет произведения. Этот прием хорошо использовать для передачи движения, динамики событий, быстрого развертывания сюжета, как на картине В. Сурикова "Боярыня Морозова"

 


Это все были выдержки из разных источников
от себя напишу, что соблюдая основные принципы композиции не так страшно помещать композиционный центр по центру кадра, все зависит от преследуемой цели. Смещая комп. центр не забывайте о равновесии.

 

Композиция это поиск, и как я недавно в одной книге прочитала, сейчас многие художники отказываются от композиционных канонов и занимаются поиском новых форм. Так что не все так однозначно с этими горизонтами и центрами :morgalik:

 


я потом еще здесь напишу о психологии восприятия изображений, и о том как глаз наш работает

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В библиотеке есть ссылки на статтьи про композицию, и я кидал и Winke..

 

кто б их читал еще :smexx:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
кто б их читал еще 

3239804[/snapback]


ну вот прям сразу так..., я лично читала..... :morgalik: и тут читаю...
может я много читаю.... :???::isterica:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
ну вот прям сразу так..., я лично читала.....  и тут читаю...
может я много читаю.... 

 

о! 1 читатель есть :flowers:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
может я много читаю....
:histeric::histeric:
:histeric:

 

Ага, точно :clap:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В библиотеке есть ссылки на статтьи про композицию, и я кидал и Winke..

3239804[/snapback]


мне кажется по ссылкам мало кто ходит
и потом я хотела поднять конкретный вопрос, о композ центре размещенном по вертикальной оси.
Ну и вообще мне кажется нужно место где можно обсудить всякие композиционные вопросы

 

кто б их читал еще 

3239804[/snapback]


ну может кто-нибудь почитает?

 

ну вот прям сразу так..., я лично читала.....  и тут читаю...
может я много читаю....

3239900[/snapback]


я тоже читаю обычно :friends:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
о! 1 читатель есть :flowers:

3239910[/snapback]


2! :umn: Я тоже читала :mascha:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

я тоже читать пришла , рассказывай, конспектирую :writing:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И я все читаю,но теория это одно,а вот обсуждение всех вопросов по композиции-совсем другое!
Тоже конспектирую!!! :D

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я читаю т.к. как раз с этим у меня бооольшие проблемы.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

я с огромным удовольствием о композиции почитаю :bla::) , я вообще тоже склонна к не совсем правильному видению этого дела, т.к. вот очень не люблю некоторые догмы , за нарушение которых прям чуть ли не расстрел :tongue: (особенно касаемо размещения по центру)
мне все же кажется главное чтобы в фотографии был смысл, идея, миссия... :shuffle:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Вы сможете оставлять комментарии после авторизации



Войти

×