Перейти к контенту
Конференции клуба Родим и вырастим
TUTTI**

Как кормили ваши бабушки

Рекомендуемые сообщения

Делала переборку книг и наткнулась на книгу "Домоводство" 1957 года издания. А там - глава "Питание детей". Вот решила опубликовать ее.

 

Питание в жизни детей имеет особо важное и решающее значение. Пища для ребенка служит не только источником энергии, необходимой для жизни организма, для работы мышц, легких, сердца, почек и других органов, но и для образования новых клеток и тканей, без чего не может быть роста и развития ребенка.
Недостаточное питание задерживает общее развитие ребенка: речь, память, мышление, понижает сопротивляемость организма к заразным болезням. Избыточное питание ведет к нарушению обмена веществ и расстройству пищеварения. Поэтому для детей как недостаточное, так и избыточное питание приносит только вред.
Организация питания требует большого внимания с первых дней их жизни.
Наилучшей пищей в первые месяцы жизни может быть только грудное молоко матери, в котором содержится все, что необходимо для правильного развития организма.
В женском молоке имеются особые вещества, повышающие сопротивление детского организма к инфекционным болезням. Очень важно, что чистое свежее теплое молоко матери при грудном вскармливании переходит непосредственно в рот ребенка, не соприкасаясь ни с воздухом, ни с посудой и этим самым уменьшая возможность проникновения микробов.
В грудном молоке содержится
белков 1-1,5 %
сахара 6-7 %
жиров 3-4 %
солей 0,8 %
воды 88 %
В соответствии с ростом ребенка состав молока матери изменяется.
За одно кормление ребенок высасывает молока:
в первые дни жизни 55-70 гр.
в 2 месяца 125-135 гр.
в 5 месяцев 150-180 гр.
Чтобы узнать, сколько молока высосал ребенок, его надо взвесить до и после кормления. Если нет весов, то по количеству мокрых пеленок можно судить, получает ли ребенок положенную норму молока: их должно быть вдвое больше числа кормлений.
Первые дни ребенка кормят каждые 3 часа и днем и один раз ночью.
На 3-4 месяце следует кормить через 3,5 часа, а с 5 до 7 месяцев – через 4 часа днем и один раз ночью.
На 10-12 месяце ребенка следует отучить от ночного кормления, и давать днем более сытную пищу. Если днем ребенок к установленному времени не проснулся, немного подождав, надо его разбудить; ночью же лучше его не тревожить.
Детей надо кормит досыта, следить, чтобы они сосали энергично и не допускать слишком долгого лежания у груди (не больше 20-25минут). Ребенок обычно высасывает потребную для него порцию молока за первые 10 минут.
Во время одного кормления надо давать одну грудь, чтобы ребенок высосал ее до конца и получил бы более густое и жирное молоко, которое может остаться в груди. При перекладывании ребенка к другой груди он получает более жидкое молоко, а у матери может нарушиться процесс образования молока.
С 3 месяцев надо начинать давать ребенку витамины в виде ягодных, фруктовых и овощных соков. Их дают перед кормлением грудью, приучают к ним постепенно, начиная с нескольких капель.
На 5 месяце можно давать рыбий жир, содержащий витамины А и Д. Вит. Д предупреждает рахит. Вначале дают 2 капли рыбьего жира и постепенно, если ребенок его хорошо переносит, доводят до одной чайной ложки 2 р. в день. Ребенок до одного года может получать рыбьего жира не больше 2-3 ч.л. в день.
С 5-6 месяцев детей необходимо прикармливать, т.к. материнское молоко не может в этот период их жизни удовлетворить всех потребностей организма.
Один раз в день перед кормлением ребенок получает жидкую манную кашу, начиная с неполной чайной ложки, порция постепенно увеличивается, к концу 6 месяца доводится до 150 гр. (3/4 стакана), и в это кормление грудь уже не дается.
После 6 месяцев ребенка кормят более густой кашей, он получает в одно кормление 170-200 гр. Кроме того, перед вторым кормлением ребенку дают 100-15- гр. киселя.
В остальные кормления ребенок получает по 170-200 гр. грудного молока.
На 8 месяце взамен одного кормления грудью вводится овощное питание в виде картофельного пюре, иногда с добавлением моркови.
Раза два в неделю можно давать ½ яичного желтка, сваренного всмятку.
К одному грудному кормлению дается смоченный в молоке сухарик из хорошо подсушенной булки.
К 9 месяцам детское питание становится еще более разнообразным. Вводится мясной фарш, разбавленный бульоном, а если у ребенка есть зубы, то хорошо дать и фрикадельку или паровую котлетку. Яичный желток можно давать целиком.
На 10 месяце мать кормит ребенка грудью только два раза – утром и на ночь – и перед кормлением дает сухарик, творог или яблоко.
К одному году ребенка можно отнять от груди. Надо учесть, что в летние месяцы и во время болезни ребенка прекращать грудное кормление нельзя.
Если у матери нет достаточного количества молока, то ребенок должен получать по предписанию врача т.н. смешанное питание. Ребенка докармливают грудным молоком другой женщины, что особенно важно для детей до трехмесячного возраста. Если же это сделать невозможно, то ребенок получает молочные смеси. Обычно они состоят из коровьего молока, отвара риса и сахара.
Рекомендуются также кислые смеси, кефир, разведенный или цельный, как посоветует врач.
Случается, хотя и редко, когда матери нельзя кормить грудью. Тогда приходится прибегать к искусственному вскармливанию. Если нельзя достать женского молока, то ребенка кормят коровьим. Чтобы оно по своему составу было ближе к женскому, к нему добавляют отвар из круп, сахар и жир в виде сливок или сливочного масла.
Питательные смеси для искусственного вскармливания приготовляются молочными кухнями. Приготовление и хранение этих смесей в домашних условиях требует большой тщательности. Надо точно выполнять все указания врача о составе смеси и о способе ее приготовления.
**далее следуют рекомендации по хранению бутылочек и сосок, я это опускаю.**
Дети после одного года начинают больше двигаться, ходить, затрачивают на это немало сил. Им нужна более питательная пища. Наличие к году 6-8, а к двум годам и всех молочных зубов дает возможность постепенно заменять жидкие и полужидкие блюда более плотными, требующими их пережевывания. Очень важно приучить детей жевать твердую пищу. У многих детей долго остается привычка ее сосать, и с этим надо бороться. При пережевывании пищи укрепляется мускулатура челюстей и обеспечивается их правильное развитие.
Дети после одного года должны получать питание 4 раза в день через 3,5-4 часа.
Утренний завтрак, как правило, должен быть достаточно сытным. К завтраку детям желательно приготовить какое-либо горячее блюдо (каша, отварные овощи, яйца и др.), иногда можно дать кусочек селедки, паштет из нее или печени, творог, сыр, изредка колбасу. Кроме того, ребенок получит жидкость в виде кофе (не натурального), чая с молоком, иногда какао.
Обед является основным питанием в течение дня. Желательно на обед приготовить три блюда: первое – суп мясной, рыбный, вегетарианский; второе блюдо – овощное, мясное, рыбное с гарниром, каша; третье – в зависимости от сезона – ягоды, свежие фрукты, кисели, компоты, муссы.
Если первое блюдо сытное (гороховый, бобовый, рассольник с мясом и др.), то второе может быть легким, овощным. И наоборот, если первое блюдо легкое, то второе надо сделать более питательным – мясное или рыбное.
Если суп заправлен крупой, то на второе надо приготовить овощное блюдо, овощной гарнир к мясу или рыбе, и наоборот. Супы надо давать один раз в день и в небольшом количестве: детям 1-3 лет около 200-250 гр, от 3 лет и старше – 250-300 гр.
Полдник удовлетворяет главным образом потребность ребенка в жидкости. Детям можно дать чай, фруктовый или ягодный сок, отвар шиповника с печеньем.
Ужинать детям надо за 1-1,5 часа до сна. На ужин следует готовить легкое питание: овощные или крупяные блюда, кефир или молоко.
Блюда, содержащие большое количество белка (мясные, бобовые), на ночь давать не следует. Во время сна пища переваривается медленно, и белки, возбуждающие нервную систему, нарушают сон ребенка и лишают его необходимого отдыха.
Очень важно, чтобы блюда для детей были вкусно приготовлены и нравились им. Тогда дети едят с аппетитом, и пища хорошо усваивается.
Большое внимание дети обращают на внешний вид кушанья. Они выражают удовольствие, если, например, на тарелочке лежит котлета, а рядом с ней аккуратно нарезанный помидор или огурец, немного картофеля или другого гарнира.
Дети обычно отрицательно относятся к большим порциям. Если ребенок съест до конца то, что ему положили, можно предложить дополнительную порцию. Оставляя кушанье в тарелке недоеденным, ребенок приучается к небрежности в еде.
К обсуждению меню детей привлекать не стоит, однако при подборе блюд необходимо учитывать их вкус. Постепенно ребенок приучается есть все, что подано на стол.
Забота о вкусной и разнообразной пище не должна доводиться до крайности. Излишне и обременительно придумывать для детей особые деликатесные блюда и потворствовать их прихотям.
Не следует давать ребенку острых приправ, горчицу, перец.
Непременным условием организации правильного питания детей – это точное соблюдение установленного времени. Запаздывание питания или кормление в промежутках между приемами пищи сладостями приводит к тому, что дети отказываются от обеда или ужина.
Маленький ребенок устает от длительного неподвижного состояния, поэтому его надо посадить за стол, когда все подано, и не делать перерыва между подачей блюд. Детей, не умеющих самостоятельно есть, целесообразно покормить отдельно, чтобы взрослые сами могли потом поесть спокойно.
Надо приучать детей есть, не отвлекаясь от еды, не выходя из-за стола. Радио, телевизор мешают ребенку сосредоточить внимание, он невольно делает перерывы и перестает чувствовать вкус пищи
Следует приучать детей есть не торопясь, хорошо пережевывать пищу, потому что размельченная пища лучше усваивается. Но встречаются малоподвижные, вялые по своему характеру дети, которые слишком медленно едят, долго сидят за столом. Их надо постепенно приучать есть быстрее.
Подвижные игры, посильная работа, небольшие поручения, длительное пребывание на воздухе постепенно сделают таких детей более активными, веселыми, что, безусловно, отражается на их поведении за столом.
Стол во время еды покрывается чистой скатертью, для маленьких детей поверх кладется небольшая клеёночка.
Перед питанием маленьким детям мать моет лицо и руки, более старшие (после 2 лет) сами могут вымыть руки. Сначала об этом им напоминают взрослые, а позже у детей образуется привычка, и они моют руки без напоминания. Чтобы не запачкать платье, маленькому ребенку надевают нагрудник, салфетку. Старшим детям, когда они становятся более аккуратными, можно класть салфетку рядом с тарелкой.
Для детей надо иметь отдельную посуду, небольшие тарелки, чайные чашки, ложки. Детям с 2,5-3 лет можно давать вилку, а после 5 лет и столовый нож, чтобы нарезать огурец, помидор и др.
Дети часто не умеют правильно держать приборы и пользоваться ими во время еды. Поэтому надо приучать ложку и вилку держать между тремя пальцами, а не в кулаке, есть не с конца ложки, а ближе к боковой ее части.
Приучая детей есть ложкой и вилкой, надо подавать детям пищу в таком виде, чтобы они не могли брать ее руками. Например, маленьким детям блинчики подают не целиком, а нарезают их, тогда младшие могут их есть ложкой, а старшие вилкой; макароны и вермишель перед варкой переламывают; крутое яйцо нарезают кружочками и кладут на хлеб с маслом. Для яиц всмятку имеются в продаже специальные подставки, но маленьким детям (до 5 лет) удобно подавать эту еду иначе: в чашку кладут нарезанный мелкими квадратными кусочками хлеб, заливают яйцом, подсаливают и перемешивают.
Надо приучать детей есть котлету и рыбу, вареные овощи так, чтобы они постепенно отделяли ребром вилки нужные кусочки. Если дети измельчают эти блюда вилкой, перемешивают их с гарниром, то им надо объяснить, что так делать не полагается.
Случается и наоборот. Ребенок съедает сначала гарнир, а потом котлету (рыбу, мясо); вылавливает в супе заправку и только после этого ест бульон. Так есть не принято.
Надо приучать детей не набирать много пищи в рот, жевать с закрытым ртом, не производя никаких лишних звуков (чавканье), вытирать губы салфеткой во время еды и после нее.
Пусть дети привыкают есть только за столом, надо запрещать выходить из-за стола с куском хлеба, не закончив еды.
Очень часто можно видеть, как мать, выполняя каприз ребенка, покупает пирожок, баранку, мороженое, конфеты и разрешает ему есть, будь то в магазине, в трамвае, на улице. Такая еда приучает детей питаться не вовремя, как попало, без соблюдения самых простых гигиенических и культурных правил. Ребенок после этого привыкает сам брать, когда ему захочется, кусок хлеба, конфету и есть ее во дворе или сидя на полу среди игрушек.
Лучшим примером для детей служат взрослые. Дети наблюдают, как они ведут себя за столом, как едят; во всем этом ребенок старается им подражать.
Иногда родителям кажется, что ребенок похудел, мало ест, страдает отсутствием аппетита. Обычно здоровый ребенок сам регулирует количество потребной для него пищи и отказывается съедать лишнее. Между тем некоторые матери настоятельными требованиями или уговорами вынуждают съесть побольше. Этим они не только не возбуждают аппетит, но вызывают отвращение к еде. Такие родители не учитывают, что насильно съеденная пища не усваивается и лишь перегружает желудок и кишечник ребенка.
Если ребенок отказывается есть, надо выяснить причину этого. Может быть, перед едой он много бегал, долго был на солнце, устал. Тогда ему надо отдохнуть, сделать душ.
Обида, огорчение также бывает причиной отказа от еды. В таком случае надо успокоить, отвлечь ребенка от неприятных переживаний.
Нередко лишаются аппетита заболевшие дети, это требует вмешательства врача. Иногда отказ от пищи бывает чисто случайным, и ребенок, польщенный тем, что взрослые обращают на него внимание, не только не прекращает свои капризы, но повторяет их и в следующий раз.
Самое лучшее в таких случаях, если родители оставляют ребенка в покое и не настаивают на том, чтобы он съел всю порцию до конца. Надо постараться, чтобы ребенок проводил как можно больше времени на воздухе, и тогда едва ли он будет страдать отсутствием аппетита.
Но если, не смотря на все меры, принятые родителями, ребенок страдает отсутствием аппетита, надо показать его врачу и точно выполнять все его указания.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Вы пишете от имени гостя. Если у вас уже есть аккаунт, пожалуйста, войдите.
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


×