Rambler's Top100
Школьники
%%poleznoe%%

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

на главную карта сайта в избранное написать письмо
СТАТЬИ РАЗДЕЛА:
Новенький в классе: немного о "подводных камнях"



Новенький в классе: немного о "подводных камнях"   Версия для печати

По моим наблюдениям за годы работы, в младших классах проблема новеньких не стоит так остро, как в среднем и старшем звеньях. Дети этого возраста более терпимы, чем, например, пятиклассники. Но свои особенности, несомненно, есть.

 

Дети реагируют на появление новенького все по-разному. И здесь большую роль играет учитель. Я всегда старалась настроить класс на радушную встречу. Объясняла им, что новенький будет стесняться, теряться, просила их порасспрашивать его (где учился, где живет, кто в семье, что любит, во что играет и т.д.). Предупреждала, что новенький не сразу запомнит всех, нужно ему помогать.

 

Но вот так идеально может быть только в книжках. На практике к новенькому повышенный интерес. Ну, понятно, если это мальчик, то им интересуются только мальчики, а если девочка — то девочки или самые смелые мальчики. А дальше происходит его оценка. Параметры этой оценки различны: и способности, и материальное положение, и характер, и внешность, и умение себя вести с друзьями. И если новенький разочаровал, то уже у него очень мало шансов влиться в коллектив. Он может даже стать изгоем.

 

У меня был случай с одним мальчиком. Звали его Толик. Пришел он к нам в октябре второго класса. Надо заметить, что это был очень интересный, дружный класс, не смотря на то, что коллектив только формировался. Так вот, в этом классе было больше девочек. И вот мои мальчишки сначала обступили Толика, стали расспрашивать обо всем, приглашать в игры. Но через 2–3 дня к нему резко пропал интерес. Толик оказался довольно неприятным ребенком, подленький, кривляка, женственный, плохо учился. Он так и не смог завоевать авторитет у мальчишек. Общался только с девочками. Мои беседы не имели желаемого результата. Сейчас он в 7 классе. Положение дел не изменилось.

 

Такие случаи, впрочем,  редки. Обычно дети вливаются в коллектив проще. Например, девочка Настя, пришла к нам в 3 классе. В середине года. Стала всеобщей любимицей. У нее очень веселый характер.

 

Чтобы помочь ребенку быстрее влиться в коллектив надо обязательно с ним поговорить, настроить. Очень неплохо воспользоваться помощью родителей. Если мама или папа новенького сделает что-то выдающееся для класса, то авторитет у этого ребенка можно считать «в кармане».

 

Папа Коли провел экскурсию на заводе мороженного! Дети были в восторге, Коля был долго героем дня, недели, а потом вообще забыли, что он только пришел, как будто с первого класса был.

 

Необходимо учитывать индивидуальные особенности новенького. Если возникают трудности, обратится к педагогу или психологу. Учить его умению дружить, общаться, не боятся проявлять инициативу в общих делах. Хотя, как и в жизни бывают дети, которые завоевывают авторитет силой.

 

Мальчик Саша. Пришел в третьем классе. Психически неуравновешен. Мать умерла. Ее мертвую обнаружил сам мальчик пред 1 классом. Три дня сидел в углу, не могли его вытащить оттуда. Воспитывает бабушка и дедушка. Завоевал сомнительный авторитет силой.

 

Первый день, конечно, самый трудный. Столько глаз на тебя смотрят! Здесь важна роль учителя. Увидеть проблему в зародыше, помочь.. Может, принять нестандартное решение. Я часто (не всегда) вводила новенького с сюрпризом. Мы могли на доске написать приветствие, вешала лист, на котором все желающие писали пожелания, а потом этот лист вручали новенькому. Следила, чтобы в первый день ребенок не был одинок, но и от навязчивости его ограждала.

 

Провокаций на гадости (когда дети подговаривают новенького что-то натворить) я не наблюдала. Может, повезло. А вот бить новеньких, били.

 

Это был класс мальчиков. 32 мальчика! Они каждого новенького били. И очень трудно было это остановить.

 

Чтобы помочь адаптироваться всегда старалась держать ребенка в поле зрения. Очень легко пропустить проблему. Надо учитывать особенности ребенка. Активного можно привлекать к делам класса сразу, вызывать к доске, а тихоню лучше пока оставить в покое. Не заострять на нем внимание.

 

А подводные камни есть. Иногда вот такие тихони начинали привыкать к некоторому особому положению и требовали повышенного внимания к себе или скидок. И очень трудно проявить твердость в такой ситуации. Для меня всегда было это трудным моментом. Как определить срок таких поблажек.

 

Вспоминаю из своего детства. Училась в 8 классе сельской школы. 1985–1986 годы. К нам приехала новенькая девочка из Таллинна. Она шокировала всех. Имя Анжела, клетчатая юбка(!), маникюр, серьги (!!!!) (Это те времена, когда запрещали серьги в школу, устраивали рейды и забирали прямо из ушей). Мы хитрили и вставляли в уши гвоздики из расчесок-щеток). Ее раскованность ставила в тупик, смущала. Не прижилась она у нас.

 


Пока до 1 сентября есть время, используйте его, уважаемые родители! Помогите своему ребенку советом, как правильно вести себя в новом коллективе.




Автор: Королева Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, г. Ставрополь, МОУ кадетская школа им. генерала Ермолова А.П.




Перепечатка и использование материалов сайта (статей, консультаций) запрещена без согласования и письменного разрешения администрации сайта и авторов.

Перепечатка материалов из конференций и форума запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих материалов.