Перейти к контенту
Конференции клуба Родим и вырастим

Рекомендуемые сообщения

Грог
Напиток, приготовляемый с использованием чая и алкоголя. Этот напиток можно рекомендовать только как средство быстрого обогрева замерзшего человека, при простуде, обморожении и истощении сил. Грог дает быстрый эффект возбуждения, активизирует дыхание и сердечную деятельность. 50г чая на 0,75 - 1,0 л воды, 0,75 - 1,0 л водки, 200 - 250 г сахара. Кипятим 2 стакана воды, влить 2 стакана водки, засыпаем весь сахар, провариваем эту смесь 5 минут. Отдельно завариваем чай (50г чая на оставшуюся воду), настаиваем в течение 5 минут. В горячий сироп выливаем готовый чай и оставшуюся слегка подогретую водку. Быстро все размешиваем. Грог пьют очень маленькими глотками и не более 1 стакана.

 

Чайный глинтвейн
Обладает большим стимулирующим воздействием. 5 чайных ложек чая лучших сортов или смесь 3 ложки черного и 2 зеленого, 300г виноградного или вишневого сока, 300г яблочного сока (соки с мякотью не годятся), 200г сахара, 0,5 чайной ложки имбиря и бадьяна, 1 чайная ложка корицы, 3-4 тычинки гвоздики. Можно добавить 25 - 50г коньяка, но не других алкогольных напитков, иначе аромат чайного глинтвейна будет испорчен. В эмалированной посуде смешать соки, сахар и пряности, заварить чай в фарфоровом чайнике, как только чай заварится слить его в приготовленную смесь, тщательно закрыть посуду крышкой, подогревать смесь 30 минут на очень медленном огне. Разлить по стаканам и добавить в стаканы по ложке очищенных орехов (фундук, грецкий, миндаль) и изюм. Напиток не должен быть очень горячим.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Полезные свойства имбиря и рецепт имбирного чая

 

4649ce6e8ffa.jpg

 

Согласно учению Аюрведы имбирный чай активизирует в человеческом организме горячую энергию «янь». Недаром от него, как и от других острых продуктов, мигом согреваешься. Особенно кстати придется имбирный чай в зимнее время – период насморков, простуд и пониженного иммунитета.

 

Полезные свойства имбиря обусловлены тем, что он богат:

 

•витаминами С, В1, В2 и А,
•микроэлементами (натрий, калий, магний, фосфор, кальций, железо, цинк),
•аминокислотами (триптофан, треонин, лейзин, метионин, фениланин, валин).

 

Рецепт имбирного чая может быть различным. В частности он отличается в зависимости от того, с какой целью вы его употребляете – для поддержания сил, в качестве приятного напитка или как лекарственное средство.

 

Но в любом случае имбирный чай улучшает пищеварение, т.к. способствует выработке желудочного сока, снимает боли в животе, обладая спазмолитическими свойствами, улучшает обмен веществ. Имбирный чай полезен для кровообращения, дыхательной системы. Он оказывает отхаркивающее, тонизирующее, согревающее, противорвотное действие. Благодаря тому, что он делает пищу более усвояемой и придает ей интересный вкусовой оттенок, существует так много рецептов с имбирем.

 

Для приготовления имбирного чая вам потребуется:

 

•свежий или сушеный имбирь,
•сахар,
•мед,
•листья мяты,
•черный перец в виде порошка,
•лимонный или апельсиновый сок, в идеале свежевыжатый.

 

Учтите, для того, чтобы максимально использовать все полезные свойства имбиря, лучше брать именно свежий имбирь. Корень должен быть крепким, не сморщенным и чистым. Если вы используете сушеный, то возьмите в 2 раза меньше имбиря и варите подольше, т.к. сушеный имбирь еще более активный и острый.

 

Классический рецепт имбирного чая предполагает именно варения корня имбиря. Для этого отрезаем кусочек имбиря (как говорят в Индии, на литр воды нужно брать имбирь размером с большой палец) примерно 4 – 5 см длиной, чистим его, затем нарезаем, а лучше натираем на мелкой терке. Доводим воду до кипения и кладем имбирь, затем варим его на медленном огне примерно 10 минут, добавляем черный молотый перец в процессе варки. Чтобы усилить полезные свойства имбиря, после снятия с огня и процеживания добавляем в наше «варево» пару чайных ложек сахара или лимона (можно и то и другое), 1/3 отжатого лимона или апельсина. Именно таким способом советуют готовить имбирный чай, если вы хотите использовать его, как средство от простуды. Он не только согреет вас, но и взбодрит, порадует своими целебными свойствами, приятным ароматом и веселым «солнечным» цветом.

 

Если перед вами не стоит цель приготовить именно лекарственный напиток, можно обойтись более простым и быстрым рецептом имбирного чая. Например, можно также добавить тертый имбирь в кипящую воду, но не варить его, а сразу же снять с огня.

 

Другой способ – это положить в обычную кружку примерно одну столовую ложку имбиря, опять же лимонный или апельсиновый сок, мед, сахар, затем залить все это водой комнатной температуры. Кружка при этом должна быть заполнена примерно на 1/4. Затем имбирный чай заливается доверху горячей, но не кипящей водой. Дайте чаю настояться около 5 минут, затем его можно пить. Такой напиток получается более мягким и нежным и хорошо подходит для того, чтобы тонизировать организм, как профилактика простуды. А за счет того, что мы не «травим» ингредиенты кипятком, полезные свойства имбиря, лимона и меда сохраняются нетронутыми.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

15 фактов о чае

 

1. Существует множество преданий о том, кем и когда был открыт чай. Китайская традиция приписывает это открытие мифическому императору Шэнь-нуну, «божественному земледельцу», познакомившему китайцев со свойствами всех лекарственных растений. Однажды, когда он, как обычно, странствовал в поисках трав, в его котелок с кипятком упали несколько листочков чайного дерева. Отвар показался страннику вкусным и придал ему бодрости. С тех пор Шэнь-нун не пил других напитков.

 

fc2a81df559e.jpg
Шэнь-нун

 

2. Согласно другой легенде, изобретением чая мы обязаны членовредительству. Как-то раз основатель чань(дзэн)-буддизма Бодхидхарма предавался медитации, но уснул. Проснувшись, в гневе он вырвал себе ресницы (или отрезал себе веки) и бросил на землю. На следующий день в этом месте выросло чайное дерево. Попробовав отвар из его листьев, Бодхидхарма решил, что все получилось не так уж плохо.

 

3. В Западную Европу чай начали ввозить в середине XVI века. А русские познакомились с этим напитком при царе Михаиле Федоровиче, когда монгольский хан прислал ему в подарок целых 3 пуда чая. По преданию, царь отведал, отер бороду и молвил: «Еще!»

 

2876ef6604bd.jpg
Бостонское чаепитие. Литография 1846 г.

 

4. K ХVIII веку чай стал на Западе настолько популярным напитком, что попытки английского правительства взять под контроль торговлю чаем в североамериканских колониях вызвали массовые беспорядки, увенчавшиеся в 1773 году знаменитым Бостонским чаепитием: колонисты, переодевшиеся индейцами, проникли на корабли Ост-Индской компании и выбросили в море большую партию чая. Бостонское чаепитие стало прологом к Войне за независимость.

 

5. Кстати, если верить Лиону Фейхтвангеру, после этого европейские «либералы предпочитали чай реакционно-аристократическому шоколаду; ведь именно любовь к чаю и возмущение тем, что монархическая власть подняла на него цену, принесли английским колониям в Америке революцию и свободу». Поэтому когда в Испанию, после многовекового перерыва, прибыли еврейские банкиры, местные вольнодумцы стали наперебой приглашать их «на чашку чая».

 

6. Наибольшей популярностью чай пользовался в Англии и в России. Без чаепития, кажется, не обошелся ни один русский классик. Мы долго выбирали цитату и в конце концов отдали предпочтение «Бесам» Ф.М. Достоевского:

 

Господин Кириллов, войдя, засветил свечу и из своего чемодана, стоявшего в углу и еще не разобранного, достал конверт, сургуч и хрустальную печатку.
— Запечатайте вашу записку и надпишите конверт.
Я было возразил, что не надо, но он настоял. Надписав конверт, я взял фуражку.
— А я думал, вы чаю, — сказал он, — я чай купил. Хотите?
Я не отказался. Баба скоро внесла чай, то есть большущий чайник горячей воды, маленький чайник с обильно заваренным чаем, две большие каменные, грубо разрисованные чашки, калач и целую глубокую тарелку колотого сахару.
— Я чай люблю, — сказал он, — ночью, много; хожу и пью; до рассвета. За границей чай ночью неудобно.
— Вы ложитесь на рассвете?
— Всегда; давно. Я мало ем; все чай.

 

7. Любителем и ценителем чая был Николай Васильевич Гоголь. Его друг, историк и издатель М.П. Погодин вспоминал: «Запас отличного чаю у него не переводился, но главным делом для него было набирать различные печенья к чаю <…> Действие начиналось так. Приносился ужасной величины медный чайник с кипяченою водою и <…> начинаются наливанья, разливанья, смакованья, потчеванья и облизыванья. Ближе часа никогда нельзя было управиться с чаем. “Довольно, довольно, пора идти!” — “Погодите, погодите, успеем. Еще по чашечке, а вот эти дьяволенки — отведайте, какие вкусные! Просто — икра зернистая, конфекты!”»

 

8. Многие русские купцы имели обыкновение совершать сделки в трактире, за чашкой чая. Лучший знаток московской жизни «дядька Гиляй» (В.А.Гиляровский) рассказывал:

 

А.Т. Зверев имел два трактира — один в Гавриковом переулке «Хлебная биржа». Там заседали оптовики-миллионеры, державшие в руках все хлебное дело, и там доедались все крупные сделки за чайком. Это был самый тихий трактир. Даже голосов не слышно. Солидные купцы делают сделки с уха на ухо <…>. На столах стоят мешочки с пробой хлеба. Масса мешочков на вешалке в прихожей… И на столах, в часы биржи, кроме чая — ничего… А потом уж, после «делов», завтракают и обедают.

 

93e12a41a630.jpg
Чаепитие в Мытищах

 

9. Самым живописным чаепитием на отечественных просторах нам представляется «Чаепитие в Мытищах» В.Г. Перова. Если же говорить о мировой культуре, то пальму первенства, пожалуй, стоит присудить «Безумному чаепитию» у Мартовского Зайца.

 

10. В начале ХХ века русское правительство попыталось использовать чай в политических целях. Союз русского народа и другие православно-националистические организации повсеместно открывали чайные-читальни для простого люда, пытаясь отвлечь рабочих одновременно от водки и от революции. Как мы знаем, не помогло.

 

11. Кстати, чай для этих и других чайных, с большой вероятностью, поставляла еврейская фирма Высоцкого, основанная в 1849 году. И в таком случае неудивительно, что чайные не имели успеха в деле антиреволюционной пропаганды. Если верить Вильяму Похлебкину,

 

… даже эти беднейшие слои русского молодого рабочего класса сравнительно быстро разобрались в отличиях настоящего чая от фальсифицированного, и последний, производимый в основном фирмой Высоцкого, не получил распространения в Центральной России и сбывался главным образом на Украине, в Одессе, и отчасти в Петербургской губернии, но отнюдь не в чаепьющей Москве. В результате на Украине еще более закрепилось отрицательное отношение к чаю, ибо там его не только не знали и не понимали в нем толк, но и, постоянно получая самые худшие, самые низкие сорта или даже подделки чая, так и не поняли, что значит настоящий чай.

 

Впрочем, благополучно пережив революцию и другие катаклизмы, фирма Высоцкого процветает и в наши дни, по-прежнему торгуя чаем. Но о вкусе его мы сейчас, с позволения читателя, спорить не будем.

 

6c14a3ff9e60.jpg
"Безумное чаепитие"

 

12. В тридцатые годы огромной популярностью пользовался в Союзе фокстрот «У самовара я и моя Маша», как значилось на пластинках — на стихи В.И. Лебедева-Кумача. На самом же деле пролетарский поэт-песенник «позаимствовал» текст у Фаины Квятковской, она же — Фанни Гордон. Еврейская девушка из Ялты, она вышла замуж за польского офицера и жила в Варшаве, а уже после войны вернулась в Советский Союз. Фанни — автор музыки, польского текста песни и его русского перевода. В 1979 году ее авторские права были восстановлены, и Квятковская даже получила от Всесоюзной студии грамзаписи свой авторский гонорар — 9 рублей 50 копеек!

 

13. В советские времена чай был либо грузинский, либо краснодарский. К 1970-м годам качество обоих видов сильно ухудшилось. На счастье, в то время дорогой Леонид Ильич крепко дружил с Индирой Ганди, и в Москве появился индийский «чай со слоном», ставший культовым брендом советской эпохи. Существовала даже особая примета — чай хорошего качества в тех пачках, где хобот у слона поднят вверх.

 

14. Для евреев чай оказался очень удобным напитком — ведь его можно пить и в обычные дни, и в Песах. Неслучайно в экспозициях, посвященных местечковому быту, часто присутствует самовар. Но евреи легких путей не ищут — и тут они немедленно озаботились тем, как правильно чаевничать по субботам, чтобы, не дай Бог, не нарушить святости этого дня. Патентов, как водится, оказалось множество. Одни раввины разрешили окунать пакетик в кипяток, другие — использовать только приготовленную до наступления Субботы заварку, третьи — организовать сложную систему переливания из сосуда в сосуд… В общем, всё как всегда.

 

15. Ну и последнее. Кто-то любит чай с вареньем, кто-то с медом, кто-то с тортиком… Но мы-то с вами знаем, что правильные люди пьют чай исключительно с сыром. «Ведь без сыра — что за чай?»

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Бакинский чай

 

74d6f0ec4092.jpg

 

Ингредиенты:
- черный чай
- чабрец
- душица (не обязательно)
- мята

 

Описание процесса приготовления:
заварить ингредиенты в чайничке и дать настояться, укутав

 

Рекомендации по сервировке (подаче блюда к столу):
лучше подавать в в высоких стаканчиках для чая (как на картинке)
прихлебывать с кусоковым наломанным сахаром или пахлавой
отлично идёт с кавказскими вареньями:
из грецкого ореха
из черешни
из кизила
из лепестков розы
из инжира
из айвы

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Масала чай
Краткое описание рецепта «Масала чай»

 

37a784876b41.jpg

 

Ингредиенты:
Молоко 2,5-3,2% — 1000 мл
Вода — 1100 мл
Чай черный, байховый (хороший цейлонский) — 20 г
Сахар — 75 г
Имбирь свежий (корень) — 30 г
Мускатный орех (средний) — 1 шт.
Перец черный горошком — 10-15 шт.
Корица (палочка) — 1 шт. или 1 ч.л.
Бадьян (звездочки) - 2 шт.
Фенхель — 0,5 ч.л.
Гвоздика (бутоны) — 2-3 шт.
Фенугрек (пажитник, шамбала) — 0,5 ч.л.
Кардамон (целый) — 4 шт.

 

Приготовление компонентов масала чая
Доводим до кипения воду и молоко. Уменьшаем огонь и засыпаем: в воду — чай, а в молоко — очищенный и нарезанный мелкими кусочками имбирь, нарезанный тонкими пластинами мускатный орех и черный перец. Через 2 — 3 минуты добавляем в молоко растертую корицу и все остальные специи. Настаиваем еще 2 минуты, добавляем сахар и снимаем молоко с огня.

 

Приготовление масала чая
Соединяем молоко со специями и чай. Для этого несколько раз переливаем жидкости из одного сосуда в другой.

 

Подача и сервировка масала чая
Ошпариваем чашки кипятком и наливаем в них чай. Подаем.

Тонкости приготовления масала чая
1. Традиционная масала делается из крупнолистового цейлонского чая.
2. Можно попробовать приготовить масалу из коллекционного китайского красного чая. Китайский чай придаст напитку уникальность, оригинальность.
3. Готовность чая можно определить по заварке: когда все чаинки опустятся на дно, чай настоялся. В среднем чай должен настаиваться не менее 5 минут.
4. Специи в молоке должны не вариться, а томиться. Если огонь под молоком будет слишком сильным и оно будет кипеть, то при введении специй может свернуться.
5. Индусы перед введением специй в молоко сначала их слегка обжаривают в топленом масле, так как считается, что жирная среда лучше раскрывает аромат специй.
6. Не стоит перебарщивать с гвоздикой, так как в ней много эфирных масел и она может перебить аромат чая.
7. Можно к специям добавить душистый перец, но класть его нужно совсем немного, так как он имеет активный аромат и может перебить вкус и запах других специй.
8. Соотношение чая, молока и специй для масалы традиционно выбираются в зависимости от вкуса и целей для которых она готовится. Например, сильная масала (более крепкая) перебивает чувство голода и жады. Если же положить в масалу большое количество мускатного ореха, она будет иметь бодрящий эффект. Такую масалу можно выпить, если предстоит бессонная ночь.
9. Пряную основу масалы составляет корица, имбирь, кардамон, гвоздика, перец, а без всех остальных специй можно обойтись.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Этимология слова чай
Этимология слова чай "ЧАЙ, – я, муж."

 

49d99dee53d9.jpg

 

1) «вечнозеленое растение рода камелиевых, культивируемое в тропических и влажных субтропических районах», Thea; «высушенные и особым образом обработанные листья этого растения»;

 

2) «ароматный напиток, настаиваемый на этих листьях»… В русском языке слово употребляется с середины XVII века, причем на первых порах, может быть, как название лекарственного растения. Например, в «Материалах для истории медицины в России»: «травы чаю; цвета рамонова (?) – по 3 горсти» (выпуск 2, № 365, 1665 год, 291), «вареное чаге (вероятно, чаje или тоже самое, но через греческую «гамму») листу хинского (опечатка: ханского)» (выпуск 3, № 1055, 1665 год, 788). Заимствовано, надо полагать, непосредственно из китайского (во второй половине XVII века уже установились прочные связи Московского государства с Китайской империей). Русское чай восходит к китайскрму ча:чае (ча – «чай-напиток», чае – «чайный лист», чашу – «растение чай»; сравните также хэ ча – «пить чай», хэча – «чаепитие», чагуань – «чайная» и так далее). Посредничество тюркских языков (турецкое чай, азербайджанское чай, узбекское чой и др.) предполагать совсем не обязательно. Это слово широко распространено на Востоке. Сравните хинди чай, афганское чай и др…

 

…Примерно в то же время, что и в русском языке, входит в употребление название чая в Западной Европе (оно отличается от русского): французское (с половины XVII века) the (в первой половине XVIII века и несколько позже во Франции чай называли также chia и tcha (сравните португальское cha) – словом такого же происхождения, как и русское чай); английское tea (в XVII веке также cha)… Западноевропейское название чая восходит к южнокитайскому (город Сямынь (Амой)) и далее – к малайскому (индонезийскому) teh». Наиболее интересная в этой умной статье для нас информация состоит в том, что название чая в разных языках зависит от того, в каком регионе Китая носители этих языков покупали чай. Если в Северном Китай, то их название чая произошло от слова «ча» («чай» на кантонском диалекте), если в Южном – то от слова «тэ» («чай» на малайском диалекте). При этом первичным из этих двух названий было, наверное, все-таки «ча», которое буквально означает «молодой листок» и стало употребляться для обозначения чая в IV-V веке – как раз тогда, когда чай стали изготавливать из этих самых молодых листков. До этого чай как только не называли: «доу», «цзя», «куту», «чжунь», «мин», «ту». И после того, как установилось название «ча», продолжали употреблять некоторые специфические термины – например, для обозначения чая из старых листьев. Разное название чая на разных диалектах («ча» и «тэ») объясняет и русское «чай», и английское «ти» и все остальные названия, кроме польского «herbata», которое, скорее всего, получилось от латинского «herba thea» – трава чая.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Формоза улун

 

9d2b23782a5f.jpg

 

Улуны (Оолонги) – это чаи, обладающие уникальным ароматом, зависящим от породы чайного дерева и процесса приготовления (аромат пшеницы, сырых веток, пряность, травянистые нотки) и меняющимся от заварки к заварке.

 

"Formosa" - "Формоза" — это португальское название острова. Переводится как «прекрасный». Так в старину называли Тайвань. В названиях чаев это слово выдает их происхождение.

 

В 1869 году один из английских чаеторговцев привез в Нью-Йорк «Формозский чай», произведенный на фабрике «Ваньхуа». Это был Пэн Фэн — он же «Восточная Красавица» (Дун Фан Мей Жень), он же «Формоза Улун», он же «Шампанский Улун» и т.д. Этот самый «Формозский чай» был выгодно продан и отлично себя зарекомендовал. После этого события многие чаеторговцы стали покупать на Тайване готовый чай — и в конце XIX века тайваньский улун был явлен миру.

 

Официально на Тайване Улуном (Woolong) называется только ОДИН вид чая - "Формоза Улун".

 

Он относится к категории среднеферментированных улунов сильной прожарки с продольно скрученными листьями. В аромате сухого чая чувствуются фруктово-медовые нотки. Пэн Фэн собирают только один раз в году, в середине июня. Этот чай изготавливается вручную из почки и двух верхних листочков.

 

Этимология названия «Пэн Фэн» (Pong Fong Cha) — это «чай хвастуна», именно так прозвали Пэн Фэн после того, как его автор рассказал своим друзьям о том, что ему удалось выгодно продать партию чая, изготовленного из покусанных цикадами листьев, долгое время считавшихся непригодными для производства чая.

 

"Формоза Улун" собирается только вручную и качеству исходного сырья имеет первейшее значение. Аромат классического Формоза улуна, в сухой заварке, должен отчётливо напоминать нотки мёда и спелых фруктов.

 

Этот чай сегодня относится к разряду действительно редких чаёв. Собирают его всего-лишь один раз в году, приблизительно с 12 по 22 июня. Этот временной промежуток связан с циклом жизнедеятельности маленького насекомого - зеленокрылой цикады (Green-leaf hopper), которая, вылупляясь из личинки, начинает питаться соком молодых побегов чайного куста. После её укусов, часть сока чайного листа запекается на его поверхности, что и придаёт этому чаю свой особенный, ни с чем не сравнимый аромат. Самые лучшие сорта этого чая производятся из особой разновидности чайного куста - "Да Пан с Зелёной Сердцевиной" (Chin-Shin Da Pan). Нижняя часть листа этого чайного куста густо покрыта белыми ворсинками. Поэтому этот чай ещё называют Бай Хао Улун - "Улун с Белыми Ворсинками".

 

До середины 70-х годов 20-го века, Формоза Улун массово производился на Тайване в уездах Синьчжу, Мяоли и, значительно меньше, Таоюань и местечке Шимен. Но затем, после начала производства высокогорных чаёв, этот чай уступил пальму первенства высокогорным улунам из уездов Ця-И (регионы Мэй-Шань и Али-Шань), Наньтоу (регионы Шаньлинси, Лу-Шань, Юй-Шань) и Тайчун (Ли-Шань).

 

В улунском чае содержится более 400 видов полезных для организма химических элементов (соединения полифенола, кофеин, витамины С, D, E, K, B1, B6, B3, B12, кальций, фосфор, железо, йод, магний, селен, цинк, марганец и др.)

 

Особое внимание необходимо обратить на температуру воды для заваривания: она должна быть не выше 70-80 градусов Цельсия. Этот чай является исключением из правила, по которому полагается увеличивать температуру воды, в зависимости от степени ферментации чайного листа. Если Пэн-Фэн залить кипятком, то Вы рискуете его "сварить", т.е. получить напиток очень близкий по своим органолептическим свойствам к высокогорным гималайским чаям - дарджилингу или непальскому. Безусловно, эти чаи превосходны, но в них отсутствуют эти неповторимые медово-фруктовые оттенки, свойственные Пэн-Фэну.

 

Заваривать такой чай можно 3-5 раз. Он имеет вкус с оттенками ягодных, медовых, цветочных тонов. Аромат заваренного чая устойчивый, яркий, динамичный. В настое ярко зеленовато-золотистый. Прекрасно освежает, бодрит, повышает настроение, регулирует обмен, снижает проницаемость стенок сосудов и капилляров, борется со старением.

 

Уже в наши дни, на Тайване, в местечке Ымэй (Omei, или Emei), уъезда Мяоли (Miaoli) чаю "Формоза улун" даже поставили памятник

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Показатели качества чая
из книги В.В. Похлебкина "История важнейших пищевых продуктов"

 

Многовековая практика выработала строго определённый набор показателей качества чая, многие из которых носят специальный характер. Мы остановимся лишь на самых основных из них - на тех, что интересуют каждого потребителя, являясь основными характерными особенностями чайного настоя. Это цвет, крепость, вкус и аромат.

 

Кроме того, критерием оценки качества чайного настоя и чая в целом служит пенообразование при заваривании. Установлено, что настои высококачественных чаёв легче и в большем количестве образуют пену. Замечено также, что постаревший или иным образом испорченный чай, теряя своё высокое качество, утрачивает и способность к пенообразованию.

 

Появление желтовато-коричневой, как бы грязноватой пены в конце заваривания говорит о правильной заварке и о хорошем качестве чая. Наоборот, слишком белая, чистая и обильная пена свидетельствует о том, что вода, взятая для заваривания, немного не докипела, хотя заварка произведена правильно и качество чая хорошее. Настой такого чая получается недостаточно крепким и вкусным. Обычно при этом вместе с пеной на поверхность всплывает часть чаинок. Полное отсутствие пены - показатель плохого качества сухого чая или значительных нарушений правил заваривания.

 

Цвет и крепость настоя. Многие потребители чая заблуждаются, считая, что цвет настоя определён его крепостью. Сплошь и рядом под крепким чаем подразумевают чайный настой тёмного цвета. На самом деле крепость чая и тёмный цвет настоя - понятия, далеко не совпадающие.

 

Под крепостью чая понимают степень концентрации растворимых веществ чайного листа в чайном настое: чем больше их вышло в настой, тем крепче чай. Крепость, следовательно, зависит прежде всего от качества сухого чая, а также от правил заваривания. Норма закладки чая и время настаивания, хотя также практически влияют на увеличение крепости, но с принципиальной точки зрения не связаны с ней: сколько ни клади плохого чая и сколько времени ни настаивай его - он всё равно плохим останется, будет пустым, невкусным, хотя и тёмноокрашенным.

 

Многие типы и разновидности чая, отличаясь высокой экстрактивностью, отдавая большой процент растворимых веществ в настой, в то же время не очень интенсивно окрашивают его. Таковы все жёлтые и зелёные чаи, дающие светлый, желтовато-зеленоватый настой, а также многие высокие сорта красных и чёрных чаёв, дающие настой более слабой окраски, чем низкие сорта того же типа. Так, листовые чаи пигментируют настой не столь интенсивно, как ломаные и мелкие. Правда, для большинства потребителей несоответствие цвета настоя его крепости у чёрных чаёв бывает менее заметно. Происходит это из-за отсутствия возможности сравнения разных сортов, а также из-за нарушения правил заварки.

 

Крепким настой становится при правильном заваривании уже в первые 4-4,5 минуты, а наиболее усиленная пигментация происходит через 8-10 минут после заваривания, ибо к этому времени крепость частично уменьшается за счёт испарения эфиров и, следовательно, утраты настоем наилучшего вкуса и аромата. Одновременно после 10 минут в настой выходят такие фракции, которые ухудшают его качество, портят его вкус, придают чаю горечь. Обычно потребитель считает и горечь показателем крепости чая, хотя она свидетельствует исключительно о неправильном, жёстком режиме заваривания.

 

Следовательно, крепость чая характеризуется полнотой, насыщенностью вкуса и аромата, а не степенью окраски настоя и не его горечью.

 

Крепость настоя чая может быть слабой и хорошей. Она может также практически отсутствовать или быть незначительной.

 

Настой слабой крепости может получиться из свежей заварки и быть результатом либо слабой концентрации экстрактивных веществ у хороших чаёв (когда для заварки взята небольшая доза сухого чая), либо результатом невысокой исходной крепости готового чая (когда заварен чай низких сортов). Такой чай доброкачествен и в свежем виде обладает слабым, но всё же различимым вкусом и запахом. В первом случае он будет светло окрашен (жидкий чай), во втором - более интенсивно, но в обоих случаях он будет чаем слабой крепости.

 

Другое дело, когда слабый настой является следствием неоднократного заваривания (спитой чай). У такого чая крепость незначительная (если она вовсе не отсутствует), и настой спитого чая совершенно безвкусен и водянист, но по окраске может быть весьма тёмным, особенно если он оставался стоять несколько часов или был специально подогрет непосредственно на огне. Наиболее резко темнеет от подогревания и кипячения спитой зелёный чай: почти бесцветный вначале, он может приобрести затем даже коричневый оттенок. Но крепость такого чая остаётся незначительной. Спитой чай не может быть доброкачественным, он, как говорят чаеводы, абсолютно пустой.

 

Настоем хорошей крепости обладает всякий правильно заваренный чай высоких и средних сортов, если у него к тому же хорошая кондиция. Если же говорят о высокой крепости, то имеют в виду гораздо более высокую, чем обычно, концентрацию экстрактивных веществ на единицу воды, которая является не столько результатом высокого сорта заваренного чая, сколько следствием увеличения дозы (навески) сухого чая по сравнению с нормой.

 

В целом хорошие сорта чая всегда крепче плохих сортов того же типа. Что же касается сравнительной крепости чаёв разных типов, то жёлтые и зелёные чаи более крепки, чем чёрные и красные.

 

Одним из показателей крепости чая служит терпкость настоя, так как она говорит о степени экстрактивности растворимых веществ чая - по крайней мере, о степени экстрактивности танина. Другой, ещё более наглядный показатель крепости настоя - это так называемые "сливки".

 

Многие, вероятно, замечали, что на поверхности остывшего чая иногда появляется как бы пушок. Это и есть чайные "сливки". "Сливки" представляют собой смесь кофеина с катехинами, хорошо растворимую в горячей воде, но выпадающую у крепких чаёв в охлаждённом настое. Когда "сливки" начинают оседать, то настой чая мутнеет, а после долгого отстаивания "сливки" могут осесть на дно чашки или чайника в виде пленки. Если чай быстро мутнеет при охлаждении, то он действительно крепкий. Если же "сливки" оседают быстро, значит, чай очень крепкий. Чай со слабым настоем не имеет "сливок". "Сливки" не образуются также в чаях, дающих светлый настой (в зелёных, жёлтых), особенно в нежных и ароматных чаях с большим содержанием эфиров (ароматизированные жёлтые и зелёные чаи, отборнейшие сорта красных, пушонги, цветочные чаи).

 

Если наличие "сливок" указывает на крепость чайного настоя, то их цвет служит показателем его качества. Яркий темно-оранжевый цвет "сливок" с красноватым оттенком - признак хорошего чая высокого качества, а тусклый, грязноватый цвет - низкого, плохого качества. Так же как и цвет "сливок", немаловажное значение для определения качества чая имеет и окраска настоя, хотя, как мы видели, она никоим образом не является показателем крепости чая.

 

Цвет настоя указывает в первую очередь на тип чая (зелёный, жёлтый, красный, чёрный), на его разновидность (настои плиточных и кирпичных чаёв имеют характерную окраску), а также в известной степени прямо связан с качеством чая.

 

Говоря о цвете настоя, следует различать густоту, интенсивность окраски и её яркость, или, как говорят специалисты, колер. Яркость имеет гораздо большее значение для качества чая, чем вообще цвет (степень окраски). Степень яркости всегда точно соответствует степени качества, чего нельзя сказать о цвете. Яркости всегда сопутствует прозрачность настоя. Светлый, но яркий настой всегда будет признаком хорошего качества чая. Наоборот, тёмный, густо окрашенный, но тусклый непрозрачный настой говорит о плохом, низком качестве чая.

 

Существуют следующие оттенки яркости (колера) настоя: светлый, хороший, мутный.

 

Светлый колер не следует смешивать ни с мало окрашенным настоем, ни с настоем, слабым по крепости, ни с жидким чаем, тем более спитым. Светлый колер совсем не является дефектом чая, а иногда даже наоборот (у жёлтых и цветочных чаёв) служит положительным показателем, так как у некоторых сортов методы фабричной обработки, усиливающие цветность чая, автоматически снижают его качество. Поэтому светлый колер настоя в таких случаях служит гарантией правильности технологических процессов, сохранности качества чая.

 

Хороший колер обладает интенсивной окраской, прозрачностью, яркостью и служит показателем хорошего качества и правильного заваривания почти всех типов чаёв, а особенно чёрных и красных. Для последних хороший колер служит также показателем крепости. Что касается зелёных и жёлтых чаёв, то следует иметь в виду, что при хорошей крепости они быстро темнеют и слегка мутнеют тотчас же при наливании из чайника в чашку, и поэтому их колер при высоком качестве не будет ярким уже через 3-4 минуты. Прессованные чаи вообще лишены в значительной степени такого показателя качества, как яркость, ибо в их настое всегда слишком много взвешенных частиц, что связано с особенностями их приготовления.

 

Мутный колер, характеризуемый тускло-коричневым, непрозрачным цветом настоя, всегда свидетельствует о том, что чай испорчен (постарел), либо неправильно заварен, либо вообще был очень низкого сорта. При этом не следует путать с мутным колером мутноватый, но не тусклый настой, получаемый от прессованных чаёв (плиточного и кирпичного). Им всегда будет сопутствовать вкус и аромат, в то время как чаи, дающие мутный колер, будут одновременно лишены и вкуса, и аромата - этих важнейших показателей качества чая.

 

Существует простой способ проверки и отличия яркости настоя от его окрашенности. Например, высококачественные чаи, особенно цейлонские и южноиндийские, имеют не сильно окрашенный, но яркий настой, который мы обычно называем красивым цветом. Если к такому чаю прибавить молоко, то он становится ярко-оранжевым, иногда с розоватым оттенком, если сорт очень высок. Но если прибавить молоко к настоям низких сортов того же цейлонского или индийского чая, то он приобретет тусклый серовато-бежевый цвет.

 

Неправильными представлениями потребителей о крепости и цвете чая в прошлом пользовались, да и по сей день пользуются за рубежом различные фальсификаторы чая. Угождая вкусу покупателя, они подкрашивают плохие чаи или добавляют к ним различные примеси, достигая тем самым столь ценимой потребителями густой окраски чая, выдаваемой за крепость. Другой способ достижения тёмного настоя, применяемый в прошлом в трактирах и ресторанах, - это добавление к спитому чаю небольшого количества соды и его дальнейшее нагревание и кипячение. При этом из чайного листа выгоняют в раствор дополнительное количество пигмента, что усиливает окраску настоя до тёмно-коричневого, глухого цвета. Само собой разумеется, что никаких питательных веществ в таком чае нет, но могут оказаться довольно вредные для здоровья алкалоиды типа гуанина (обычно этот алкалоид содержится в птичьем помёте - гуано).

 

Итак, правильно заваренный крепкий высококачественный чай не должен быть ни слишком тёмного цвета, ни горьким на вкус, но должен обладать прозрачностью, яркостью, красивым цветом, быть ароматным, мягким и приятным на вкус.

 

Вкус и аромат. С каких бы позиций мы ни оценивали чай, мы всегда приходим к заключению, что вкус и аромат служат непременными признаками его качества. Между тем большинство потребителей не видят разницы между этими двумя понятиями и чаще всего замечают лишь вкус чая, но не различают его аромата. Происходит это прежде всего из-за неправильного заваривания чая. Аромат чая, особенно у тонких сортов, образуется в первые же полторы-две минуты после заваривания и при передержке свыше 6 минут полностью улетучивается. Вот почему ради сохранения аромата следует прекращать заваривание (по крайней мере, чёрных чаёв) уже через 4 минуты.

 

Вкус и аромат связаны друг с другом. Чай с приятным, сильным ароматом имеет и хороший терпкий вкус. Сочетание вкуса и аромата создаёт так называемый букет чая, воспринимаемый лучше органами осязания, чем обоняния. Это обстоятельство также оказывает влияние на людей со слабо развитым обонянием, которые не видят разницы между вкусом и ароматом. Аромат как некое ярко выраженное особое качество чая для них не существует.

 

Несмотря на взаимосвязь, вкус и аромат являются разными качествами чая, да и создаются они неодинаковыми веществами.

 

Вкус чая намного устойчивее аромата, и воспринимать его легче. В его создании участвуют в основном катехины, танин чая. По сравнению с ароматом вкус образуется намного проще. Вкус отчётливо обнаруживается через терпкость чая, по вкусу даже неискушённый потребитель легко отличает чёрные чаи от зелёных и жёлтых, кирпичные и плиточные от байховых.

 

Другое дело - аромат. Он более тонок, крайне неустойчив, легко может исчезать, и почувствовать его может далеко не каждый, особенно если чай неверно заварен. В то же время аромат чая неизмеримо более разнообразен, чем вкус. Достаточно сказать, что существуют тысячи сортов чая, и каждый из них обладает своим, неповторимым ароматом, точнее, сочетанием вкуса и аромата - букетом.

 

Аромат чая является конечным результатом сложных химических и биохимических превращёний, происходящих как в процессе роста и переработки чайного листа, так и при его хранении. До последнего времени чаеводы не могли точно объяснить секреты образования аромата чая, хотя знали, что основой его являются эфирные масла и их соединения с органическими кислотами чая. Советские биохимики показали значение альдегидов и флавонолглюкозидов, а также катехинов в образовании чайного аромата, английские чаеводы указывают на решающую роль трёх компонентов в создании характерного аромата чаёв, а именно фенилэтила (альдегид), цитронелола и гексеноола. Аромат каждого из этих трёх веществ отличается от обычного, знакомого специфического чайного аромата, который получается только в результате их соединения. Кроме того, именно при переходе этих веществ в настой титестер обнаруживает непередаваемую свежесть аромата.

 

Эти качества наряду с собственно ароматом и составляют драгоценнейшие свойства чайного напитка. Таким образом, аромат - не только результат сложного состава веществ, но и концентрированная комбинация многих веществ чая. Поэтому ясно, что утрата аромата лишает нас не только удовольствия от чайного напитка (хотя и это немаловажно), но и многих ценных, полезных веществ, содержащихся в чае. Вот почему аромат всегда считался одним из главнейших показателей качества чая. Именно нежность аромата, его повышенная летучесть (Аромат готового (сухого) чая по сравнению с ароматом настоя способен лучше сохраняться, так как фиксирован пектинами, смолами) , способность исчезать от любых грубых посторонних запахов и диктует нам деликатное обращение с чаем при хранении и выборе режимов заваривания.

 

Аромат в основном содержится в пене, появляющейся при заваривании. У правильно заваренного, хорошего чая аромат должен быть достаточно чётко выражен и в чашке с настоем (преимущественно в первых чашках, в которые попадают верхние, наиболее лёгкие слои чайного настоя, насыщенные эфирными маслами). Он остаётся ясно ощутимым на стенках чашки даже после того, как чайный настой из неё выпит или перелит. Достаточно понюхать стенки такой опорожненной чашки, чтобы понять, насколько аромат отличен от вкуса, насколько он тоньше, изысканнее, нежнее самого мягкого и бархатистого вкуса.

 

Точно так же аромат чая можно легко ощутить, понюхав ложку, которой растирали заварку. Он, этот аромат, будет неразличим только в том случае, если вообще отсутствует у данного чая или же чай, посуда либо ложка восприняли вследствие неаккуратности своего владельца какие-то чуждые, побочные запахи.

 

Но аромат труднее, вернее - невозможно описать словами. Титестеры имеют некоторые определения: розанистый, медовый, прижаристый, дымный, кожистый - которые передают лишь одну из черт аромата, причём наиболее выраженную, доминирующую в том или ином сорте чая, но отнюдь не единственную. В целом чайный аромат напоминает, конечно, запах цветов, временами может быть похож на запах роз (розанистый) и цитрусовых, это может быть смесь запахов земляники, герани и сока чёрной смородины, но в общем аромат чая не похож ни на один из них в отдельности, он неизмеримо более тонкий и приятный, а также слегка возбуждающий.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С ЧЕМ И КАК НАДО ПИТЬ ЧАЙ
(опять же спасибо Похлебкину)
Как же всё-таки пить чай правильно, чтобы получать от него максимум удовольствия и пользы? Тут, разумеется, нельзя подходить только с точки зрения отдельных наций, ведь привычки весьма относительны.

 

Так, с точки зрения китайцев или японцев, сохранивших наиболее классические приёмы чаепития, т.е. привыкших употреблять чай в чистом виде, без всяких примесей, закусок и т. п., все иные способы кажутся варварскими. Уже в первом кодексе чая, в «Книге о чае» Лю-Ю, в конце VIII века были сформулированы принципы чистоты чая, т.е. запрет смешивать этот напиток с чем-либо.

 

Кроме того, китайцы и японцы пьют чай очень часто, по несколько раз в день, но очень маленькими порциями. Индийцы охотно смешивают чай с молоком, а также употребляют чай с лимоном и сахаром. Чай с лимоном пьют также в Иране и Турции, закусывая вместо сахара изюмом, инжиром и миндалем. Не отказываются здесь от сдабривания уже готового настоя чая имбирем, кардамоном, бадьяном, душистым перцем (зёрнышко на стакан), корицей и другими пряностями.

 

В арабских странах Северной Африки пьют горячий зелёный чай, настаивая его вместе с перечной мятой и затем добавляя сахар (но не всегда). Иногда, как и другие народы Востока, североафриканские арабы пьют зелёный чай со льдом и в этом случае добавляют к нему соки цитрусовых (лимона, апельсина, грейпфрута).

 

В Европе чай почти всюду пьют с сахаром, но, как правило, не особенно сладкий. Конфет же с чаем совершенно не употребляют.

 

В России, в силу того что чай не воспринимали как самостоятельный напиток и всегда приготовляли довольно жидким, в прошлом даже в зажиточных слоях создавалась необходимость «приукрашивать» чай не только сахаром, но и всевозможными иными кондитерскими изделиями: сиропами, вареньями, печеньями, пирожными, сдобными хлебами, простым хлебом с маслом, а также конфетами, лимоном и в некоторых случаях инжиром, пряностями и молоком. Таким образом, в России были восприняты, объединены и существенно дополнены все существующие на Востоке и Западе виды чаепития, в результате создан свой, русский, национальный способ чаепития.

 

Было бы, конечно, нелепо осуждать какой-либо способ чаепития или призывать к отказу от него на том основании, что он не соответствует классическому или научному образцу. Кроме того, было бы неправильно отметать всё то, что дал многовековой опыт других народов. Гораздо разумнее указать на то рациональное, что содержат в себе всевозможные способы употребления чая, и на то, чему в них не стоит безоговорочно следовать.

 

Как мы видели, пищевые продукты, с которыми употребляют чай, можно объединить в следующие пять групп:

 

1. Сахар и другие сладости (конфеты, варенье, мёд).

 

2. Молоко и молочные продукты (сливки, сливочное масло).

 

3. Мука, крупы (рис, пшено) и мучные изделия (хлеб, сдобы, печенья, пирожные, пряники и т. п.).

 

4. Лимон и другие цитрусовые, натуральные соки и фрукты (яблоки, ягоды).

 

5. Пряности (имбирь, корица, перец, кардамон, бадьян, мята, тмин).

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как же взаимодействует чай с этими продуктами, усиливают ли они или уменьшают полезные, целебные или вкусовые свойства чая?
1. Чай и сахар
Чай да сахар... Эти два слова, два понятия с самого детства воспринимаются нами как неразрывные, тесно связанные, как разве лишь ещё хлеб и соль, щи да каша. Такими они вошли в наше сознание не только из домашнего быта, но и из литературы, из народных сказок. Но так ли уж они должны быть рождены друг для друга, как мы к этому привыкли?

 

Ведь обычай подслащивать чай далеко не повсеместный. Его применяют лишь в Европе и кое-где на Ближнем Востоке. Да и в Европе это «изобретение» вошло в употребление лишь через триста лет после появления чая, в середине XVIII века, когда чай решили подслащивать по аналогии с... какао.

 

Действительно, сахар, добавленный в чай, особенно в небольших дозах, способствует улучшению вкуса чайного настоя, а разнообразные сахара, входящие в небольшом количестве в состав чайного листа, в процессе производства чёрного чая участвуют в образовании его аромата, так как при термической обработке они карамелизуются. С другой стороны, слишком большие дозы сахара ухудшают вкус чайного настоя, заглушают специфический чайный аромат. Кроме того, исследования немецких учёных показали, что сахар выступает в роли поглотителя витамина В 1, когда мы кладем в настой излишнее количество рафинада.

 

Поэтому следует привыкнуть пить чай с очень небольшим количеством сахара или с такими сладостями, как изюм или мёд. Это целесообразно делать тем, кто страдает авитаминозом В 1, нервными заболеваниями, особенно истощением нервной системы. Что же касается других сладостей (конфет, восточных сладостей, шоколада), то необходимо учитывать, что все они содержат сахар и, кроме того, ряд пахучих веществ, аромат которых неизбежно заглушает естественный нежный аромат чая. Вот почему получить подлинное наслаждение от настоящего, правильно приготовленного чая нельзя, заедая его одновременно конфетами или иными сладостями. Лучше пить несладкий чай вприкуску со сладостями так, чтобы глоток чая следовал после того, как сладость уже съедена.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

2. Чай и мука, чай и крупа
Вряд ли сочетание этих слов покажется естественным большинству читателей, и тем не менее весьма многие пьют чай не только с печеньем и пирожными, но и с хлебом, бутербродами. А ведь по существу нет принципиальной разницы между стаканом пережаренной на масле муки, которую засыпает в чай житель Центральной Азии, и пирожным эклер, которое запивает чаем посетительница столичного кафе. И в том, и в другом случае чай выполняет роль транспортёра мучного изделия в наш организм. Помимо этого, чай помогает органам пищеварения усваивать, переваривать тяжёлые мучные и крупяные изделия, а также повышает их питательность. Вот почему сами по себе, подчас тяжёлые для усвоения, мучные изделия в сочетании с чаем могут быть даже в течение длительного времени существенным продуктом питания, способным поддерживать в нужном тонусе жизнедеятельность нашего организма. На этом основано, например, питание некоторых больных чаем с сухарями. Таким образом, чай дополняет и облагораживает мучные изделия, а не они «приукрашивают» чай. Более того, мучные изделия в общем снижают вкусовые, наиболее притягательные свойства чая, не говоря уже о том, что они попутно убивают его аромат. Вот почему не следует смотреть на чай как на влагу, смачивающую хлеб или печенье. Вот почему с мучными изделиями не следует пить жидкий чай.

 

Наоборот, употребляя чай вместе с мучными изделиями или крупами, надо увеличивать его концентрацию. Следовательно, народы Востока, заправляя чай мукой или запивая чаем рис, совершенно не случайно увеличивают навеску чая (или учащают чаепитие до 5-6 раз в день). Тем самым они предотвращают, хотя бы частично, исчезновение питательных, целебных свойств чая и гарантируют его полезное действие как катализатора процесса пищеварения.

 

Выходит, что концентрированный чай по-тибетски, с пережаренной мукой, пить гораздо полезнее и с научной точки зрения гораздо правильнее, чем обычный чай с пирожными или кексом. При поглощении мучных изделий с жиденьким чаем, т.е. с большой массой перекипячённой воды, мы вдвойне усиливаем отрицательное действие этих продуктов на наш организм, перегружаем его углеводами, водой, создаем нагрузку сердцу и всей системе кровообращения, а затем... обвиняем во вредном действии чай, который, оказывается, совершенно здесь ни при чём. Вот почему, если уж мы непременно хотим есть с чаем торт или печенье, то запивать их надо очень крепким чаем.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

3. Чай и молоко
Многие любители и ценители чайного аромата и вкуса считают кощунством смешивание чая с молоком и сливками, как это делают, например, в Англии. С точки зрения истинного поклонника и знатока чая, употребление чая с молоком, а тем более с маслом, как это принято у монголов, равнозначно порче чая, заглушению его букета.

 

Действительно принципиальной разницы между английским и монгольским способами употребления чая почти нет. И в том, и в другом случае наряду с чаем вторым обязательным компонентом являются несброженные (сладкие) молочные продукты (молоко, сливки, сливочное масло), отличающиеся друг от друга лишь различной степенью жирности, а третьим компонентом служат добавки веществ, придающих напитку либо сладкий (сахар), либо горько-солёный (соль, перец) вкус. Но именно эти «третьи» вещества, а вовсе не нейтральные молочные продукты коренным образом изменяют общий вкус напитка, вступают в спор с чайным ароматом и в большинстве случаев заглушают его. Следовательно, с вкусовой точки зрения сахар в большей степени изменяет, «портит» аромат чая, меняет его специфику, чем, скажем, молоко. Однако мы так привыкли к чаю с сахаром, что даже не мыслим их себе порознь.

 

В то же время мы отчётливо сознаем, что соль и перец мало вяжутся с чаем, изменяют его естественный вкус. Но это только дело привычки. Многие народы добавляют к чаю соль и перец точно так же, почти автоматически, как мы сахар. Между тем именно и соль, и сахар – полюса солёного и сладкого вкуса – способны видоизменять первоначальный вкус чая значительно больше, чем молоко. Таким образом, вкусовые свойства чая не подвергаются уничтожающему воздействию со стороны молока и его производных.

 

Ну, а какими становятся лечебные, целительные свойства чая от добавки молочных продуктов? Ухудшаются они или нет? Какие процессы происходят при добавке в чайный настой молока? Ведь молоко – продукт со сложнейшим химическим составом.

 

Оказывается, смесь чайного настоя с молоком представляет собой в высшей степени питательный, легко усваиваемый человеческим организмом напиток, обладающий и стимулирующими, и укрепляющими качествами. Как известно, молоко содержит свыше 100 различных питательных веществ, необходимых человеку. Молоко богато витаминами – до 20 видов, причём в масло при переработке переходит лишь 3-4 вида, а остальные остаются в отходах. Вместе с тем цельное несброженное молоко иногда плохо переваривается желудком, чем и объясняется стремление человека использовать для питания в большей мере переработанные и сброженные молочные продукты. Чай чрезвычайно удачно «исправляет» недостатки молока, облегчая усвояемость его организмом. Более того, растительные жиры и белки, имеющиеся в чайном растворе, смешиваясь с животными жирами и белками молока, создают особо питательный, исключительно полезный для человека жиро-белковый комплекс, не говоря уже о том, что к нему добавляется довольно внушительный набор витаминов и стимулирующих веществ.

 

Вместе с тем молоко смягчает действие кофеина и других алкалоидов, в то время как танин чая делает слизистую оболочку желудка менее восприимчивой к отрицательным явлениям брожения цельного молока. Так чай помогает молоку, а молоко – чаю.

 

Таким образом, чай и молоко образуют идеальную целебно-питательную смесь, при этом отнюдь не ликвидируются специфические ароматическо-вкусовые качества чая. Конечно, речь и в данном случае идёт о хорошо и правильно заваренном чае. Следует подчеркнуть, что чай для употребления в смеси с молоком необходимо готовить даже с большей тщательностью. Учитывая смягчающие свойства молока, надо в этих случаях увеличивать дозу сухого чая для заварки на 1 чайную ложку, т. е. по формуле (ТХ/2) +2Т. Следовательно, на литр жидкости, состоящей из чая с молоком ( 250 г), потребуется (1х5:2) + (2х1) = 4,5 чайной ложки сухого чая вместо 3,5 чайной ложки, если бы речь шла о чае без молока.

 

С молоком можно употреблять все типы чая, особенно чёрные и зелёные, как байховые, так и прессованные. Особенно хороши с молоком зелёные терпкие чаи в смеси с чёрными. Специфический аромат чая, как было сказано, не пропадает от смеси чая с молоком, но он приобретает, если можно так выразиться, другой оттенок, ибо распространяется на фоне аромата молока. Лучше всего употреблять в смеси с чаем не кипячёное, а сырое пастеризованное молоко, подогретое до 40-60°С, или сухое порошковое молоко, которое не имеет посторонних запахов посуды и не лишено в процессе кипения витаминов.

 

Чай с молоком является, таким образом, почти самостоятельным напитком, созданным на основе чая. Не случайно он широко распространён у народов земного шара.

 

Чай с молоком – хорошее профилактическое средство. Особенно полезен этот напиток при болезнях почек, сердца, а также как укрепляющее средство при дистрофиях, истощении центральной нервной системы и полиневритах.

 

Но и для вполне здорового человека, будь то спортсмен или ученый, крепкий, душистый чай с молоком – превосходный напиток, особенно с утра или после перенапряжения.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

4. Чай и фрукты
Употребление чая с фруктами как с дополнительным ароматизатором и вкусовым компонентом, естественно, не вызывает никаких ухудшений целебных и питательных свойств чая. Наоборот, эти свойства лишь дополняются и тем самым усиливаются. Но специфические ароматические свойства чая при этом всегда изменены, а в некоторых случаях утрачены совершенно. Поэтому введение в чай натуральных соков или свежих и сухих фруктов (например, мелконарезанных яблок, изюма) является делом индивидуального вкуса. Иногда фрукты добавляют в чай в лечебных целях. Чай в этом случае может служить либо «транспортёром» ряда кислот (лимонной, яблочной, аскорбиновой), могущих в чистом виде вызвать раздражение слизистых оболочек органов пищеварения, либо играть роль усилителя свойств определённых фруктов. Например, при ряде заболеваний рекомендуется вводить в диету продукты, содержащие пектины. К таким продуктам относятся яблоки.

 

Вместе с тем пектины содержат и чаи. Поэтому весьма целесообразно в таких случаях сочетать чай с яблоками, нарезая их дольками прямо в готовый горячий чайный настой.

 

5. Чай и лимон
Чаще всего чай употребляют с лимоном и реже с другими цитрусовыми (например, в Японии с померанцем, в арабских странах и в Америке с грейпфрутом).

 

Соединение чая с лимоном в одном блюде – это чисто русское изобретение. Оно оригинально и уникально. Оригинально и приятно по вкусу, уникально – по композиции. Дело в том, что до 80-х годов XIX века[1] никому нигде в мире не приходило в голову соединить чай и лимон в одном кушанье-напитке. Почему? Во-первых, по причинам чисто географического характера, т.е. потому, что лимону с чаем невозможно было встретиться. Там, где лимоны широко известны, где они произрастают и где их выращивают, как основную товарную культуру, т.е. в странах Средиземноморья, во влажных субтропиках: Малазийском побережье Турции, в Ливане и Палестине, на Кипре и Крите, в Южной Италии и на Сицилии, на Балкарских островах, на юго-восточном побережье Пиренейского полуострова и во французском Провансе, – во всех этих приморских странах чай не растёт. Он был там не только неизвестен всегда, но не употребляем и поныне, ибо это страны традиционного виноделия с широким, повседневным потреблением вина, как обычного столового напитка, а также страны «кофейной» зоны, где употребительным послеобеденным или утренним безалкогольным напитком со времён средневековья служит кофе.

 

Во-вторых, были и серьёзные кулинарные причины, по которым в лимонных странах никто не мог додуматься до лимонно-чайной композиции. Дело в том, что в Средиземноморье лимон испокон веков, т.е. со времён Древнего Рима рассматривают как приправу к рыбе, к рыбным блюдам, как компонент различных заправок и соусов, усиливавших «пикантность» блюд из дичи и домашней птицы, и, наконец, как подкисляющую добавку к сладким блюдам из некислых фруктов. Тем самым сферу кулинарного применения лимона строго определили и традиционно выдерживали, соблюдали, не допуская даже мысли о каком-то ином его применении.

 

Вот почему и в XVIII веке, когда на смену народно-традиционной кулинарии пришло придворное, «выдуманное» кулинарное искусство, то и тогда в якобы «новых» композициях лимон всё равно не выходил из сферы острых рыбных и мясных приправ, что превосходно доказывает изобретенный на Балеарских островах майонез, – приправа с лимоном, в равной степени подходящая для холодных, рыбных, мясных и овощных блюд. Иными словами, пытаясь найти более широкое кулинарное применение лимона, его сока – в то же время не могли выйти за пределы сферы его традиционного применения и, даже создавая «новые композиции с лимоном», по сути дела не разрывали с традиционными композициями «острых приправ», оставляя лимон как кулинарный объект в той же «кулинарной обойме», в какой его определили быть ещё древние римляне.

 

Россия же не знала ни лимона, ни чая, она, её люди были полностью свободны от пут вековых кулинарных традиций, связанных именно с этими пищевыми объектами. И поскольку и лимон и чай были «восточного» происхождения, как тогда говорили и считали, не очень-то разбираясь в зарубежной географии, то их соединение и объединение в одном «блюде» для русских людей казалось логичным, естественным и вовсе не «шокирующим», а, наоборот, по-русски престижным: и чай у него, и лимон, и сахар – все угодья в нём!

 

Конечно, сам первый факт подобной композиции был, разумеется, как и многое другое в истории кулинарных изобретений – чистой случайностью. Но то, что эта случайность произошла именно в России, – вполне закономерно, ибо нигде в другом месте она произойти не могла: из Китая, страны традиционного, «чистого», несмешанного чаепития такой «варварский обычай» просто не мог быть никак занесён. В странах же традиционного применения и производства лимонов последние рассматривали как кулинарные объекты, предназначенные и применяемые исключительно для рыбно-мясной сферы.

 

Так что заимствовать было неоткуда. Можно было лишь вопреки заимствованию или вопреки иностранщине выкинуть некий чисто русский, «расейский» фортель, эдакое российское самодурство: мол, вот вам!

 

И получилось – здорово!

 

Кто же мог пойти на подобную выдумку?

 

В принципе возможен лишь один вариант.

 

Столичный богатый «экспериментатор», аристократ или купец, обладающий хорошим вкусом, свободно мыслящий, склонный к оригинальности. Он попробовал класть лимон в чай и стал угощать знакомых, а те – своих знакомых. И мода «пошла».

 

Такое введение моды сверху – частое и «проверенное» веками направление в распространении обычаев и привычек в России. Причина довольно быстрого распространения этого сочетания в 80-90-х годах XIX века – состоит в том, что данное «изобретение» было взято «на вооружение» трактирами и ресторанами, которые и ввели его в «народную культуру».

 

Что же происходит при сочетании чая с лимоном (или иными цитрусовыми), если рассматривать это с современной научной точки зрения? Почему это сочетание закрепилось не только как «вкусное», но и «необходимое», «обязательное»?

 

Дело в том, что в сочетании с цитрусовыми, естественно, усиливаются питательные, целебные свойства чайного напитка: он лучше восстанавливает утраченные силы, утоляет жажду. Именно поэтому чай пьют ныне по русскому образцу с цитрусовыми преимущественно в жарких странах – Индии, Египте, Иране, Турции, во Флориде и Калифорнии (США). Но вкус чая с лимоном изменяется. Он делается «цитрусовым», своеобразным, приятным, но всё же становится «не чайным». То же самое происходит и при добавлении в чай других фруктов: аромат чая исчезает. Однако неверно представление, будто бы чай с цитрусовыми и другими фруктами и соками, содержащими кислоты, становится «слабым». Чай лишь светлеет, интенсивность его окраски понижается, иными словами, меняется его пигментация, его цвет. Но крепость чая не изменяется. Фрукты и соки изменяют лишь цвет и аромат чая, не затрагивая, не понижая, а иногда и усиливая его диетические, питательные и целебные свойства. Но тот, кто желает почувствовать истинный вкус того или иного сорта чая, разумеется, не должен смешивать его ни с чем, в том числе и с лимоном.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

6. Чай и пряности
Ещё в большей степени, чем фрукты, изменяют естественный аромат чая различные пряности. Они обостряют в составе горячего чая и свой собственный аромат, который, будучи смешан с ароматом чая, приобретает в каждом отдельном случае, т.е. с каждой пряностью в отдельности, свой особый, неповторимый букет. Букет этот обычно резок, пикантен, хорошо доходчив и бывает рассчитан на людей либо лишённых тонкого обоняния, либо нуждающихся в острых вкусовых ощущениях. С чайным ароматом он обычно не имеет ничего общего.

 

В сочетании с чаем пряности дают обычно сильно действующий, резко стимулирующий напиток, пользоваться которым следует весьма осторожно.

 

Более безобидно употребление с чаем душистого и горького перца (из расчёта 1-2 зёрнышка на чашку), перечной мяты, тмина, бадьяна и отчасти имбиря.

 

В то же время систематическое употребление или повышение дозы таких пряностей, как корица, кардамон, гвоздика, мускатный орех, могут вызвать усиленную деятельность или раздражение некоторых органов внутренней секреции, в результате чего при злоупотреблении может наступить нежелательная депрессия. Вот почему пряности употребляют с чаем (а их заваривают вместе с готовым чаем непосредственно в чайнике, причём перец-горошек предварительно раздавливают) лишь в крайне малых дозах и притом изредка.

 

Итак, при употреблении чая с любыми примесями его аромат изменяется полностью или частично, в одних случаях до неузнаваемости, в других – лишь слегка, но никогда не остаётся неизменным, чистым. Каждый желающий испытать естественный вкус чая должен учитывать это обстоятельство.

 

По-иному обстоит дело с питательными веществами чая: они не столь подвержены разрушению от соприкосновения с примесями, как аромат. Наоборот, как мы видели, в ряде случаев они даже резко усиливаются: при добавлении цитрусовых или молока.

 

Для сохранения аромата и полного ощущения вкуса чая мало знать, с чем его нельзя пить, также важно знать, как надо его пить.

 

Выше уже говорилось, что чай лучше всего пить из фарфоровой посуды, которая до наливания чая должна быть не только чистой и лишённой посторонних запахов, но и сухой. Чай не следует наливать в чашку доверху, надо стараться не доливать до краёв минимум на 1,5 см, оставляя свободное от жидкости пространство.

 

Чай можно пить достаточно горячий, но не следует им обжигаться. Глотки должны быть очень маленькие, причём лучше всего не глотать чай сразу, а немного подержать в передней части полости рта и даже растереть языком о нёбо и верхнюю десну, посмаковать чай. Это не только поможет ощутить вкус чая, но и предотвратит попадание слишком горячей жидкости в пищевод и желудок.

 

Можно пить и тёплый чай, но не ниже 18°С, ибо при дальнейшем охлаждении его аромат пропадает совершенно, а вкус значительно ослабевает. Нельзя также оставлять чай долгое время открытым в чашке, тем более нельзя наливать его в блюдечко – это резко увеличит поверхность испарения и, следовательно, не только усилит охлаждение, но и ослабит аромат.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Откуда есть-пошло слово «чай»

 

Откуда возникло слово «чай» и что оно означает? Под «чаем» мы обычно подразумеваем и напиток (чашку чая), и сухой чай (пачку чая), и само чайное растение (куст чая).

 

В Китае чай имеет сотни названий - в зависимости от района произрастания, типа или сорта («шуйсен», «юньнань», «ша-оцун», «улун», «лунцзи», «тунчи», «байча», «ченлянча», «чича», «точа», «хуача»). Но самое употребительное наименование, обобщающее и чаще всего присутствующее в сложных составных названиях сортов, – это «ча», что значит «молодой листочек». В разных провинциях по-разному произносят это слово, оно слышится то как «ч'ха» и «цха», то как «чья» или «тьа». При этом собранные с чайных кустов зеленые листья до того, как они пройдут фабричную обработку, называются «ч'а», готовый сухой черный чай – «у-ча» и напиток из него – «ч'а-и». Но иероглиф для обозначения чая на всем пространстве Китая одинаковый. Это один из самых древних иероглифов, созданный в V веке, когда возник сам термин, само слово «чай».

 

Все другие народы мира заимствовали свои наименования чая у китайцев. Конечно, они слегка исказили китайское название, так как по-своему слышали и произносили его. Кроме того, имело значение и то, из какой части Китая поступал чай в ту или иную страну. В Россию чаи испокон веков поступали из Северного Китая – либо из Ханькоу, либо через Ханькоу, и поэтому русское слово «чай» ближе всего к северокитайскому или так называемому мандаринскому произношению. От русских это название восприняли большинство народов России и такие славянские народы, как болгары, чехи, сербы.

 

Португальцы, которые первыми из западноевропейцев познакомились с чаем и стали вывозить его с юга Китая, из Кантона, находившегося на положении одной из столиц, называют чай «чаа» – также согласно мандаринскому произношению.

 

Народы Индии, Пакистана и Бангладеш, куда чаепитие проникло из Западного Китая, называют чай «чхай» или «джай».

 

В Средней Азии, где прежде чай называли «ха», ныне общеупотребительным стало «чай» или «чой». Монголы, познакомившиеся с чаем через Тибет, называют его «цай»; калмыки, узнавшие о чае от монголов, говорят «ця»; а арабы, покупавшие чай в Синьцзяне, – «шай».

 

Японцы и корейцы, соседствующие с Восточным Китаем, слово «чай» произносят как «тьа». Отсюда и пошло наименование чая у большинства европейских народов, впервые познакомившихся с чаем через Юго-Восточный Китай либо Японию и вывозивших его из Амоя, отчего именно амойское произношение – «тьа» или «теа» – было положено в конце XVIII века в основу ботанического латинского названия чая (Thea). И это слово англичане стали произносить как «ти», а французы, итальянцы, испанцы, румыны, голландцы, немцы, шведы, датчане, норвежцы – как «тэ».

 

Среди африканских народов распространены арабский, английский, французский или португальский варианты наименования чая – каждое в прямой зависимости от того, кто впервые занес его в ту или иную африканскую страну.

 

Совершенно особняком стоит название чая у поляков – «хербата». Слово это не польское, а слегка видоизмененное латинское «герба», что означает «трава» («гербарий»). Дело в том, что чай долгое время применяли в Польше исключительно как лекарственное средство, он не получил распространения как напиток, продавали его исключительно в аптеках. Аптекари и дали чаю такое название, считая, что чаинки изготовляют из особого вида «китайской травы». Впрочем, так думали в XVII веке и во многих других странах.

Из книги В. В. Похлебкина "Чай, его история, свойства и употребление"

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Вы сможете оставлять комментарии после авторизации



Войти

×